С 2004 года в казахстанских школах появился факультативный курс религиоведения для учеников девятых классов.
Это было связано с нестабильной обстановкой в мире, с чрезвычайно быстрым распространением разных религиозных течений. В 2016 году предмет «Светскость и основы религиоведения» стал обязательным и вошёл в программу. Как показывает практика, сегодня далеко не все взрослые могут правильно и корректно ответить на вопросы, касающиеся религий, поэтому очень важно давать верную информацию именно детям, то есть тем, чья личность ещё только формируется, чтобы избежать их попадания в деструктивные религиозные течения.
– В первую очередь нужно объяснять, что такое светскость, – говорит кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. Аль-Фараби Жанна Кантарбаева. – Очень часто это понятие связывают с атеизмом, чем, кстати, активно пользуются представители деструктивных организаций. Важно, чтобы дети понимали главные принципы светского государства: отделение политики от религии и свобода вероисповедания. Это сознание и понимание ценностей светского государства должно формироваться со школьной скамьи.
Отметим, что в том или ином виде религиоведение преподают в очень многих цивилизованных странах мира, поскольку очевидно, что в постоянно меняющемся потоке информации и открытом доступе к ней подростки не всегда могут фильтровать данные и чётко понимать, где речь идёт о традиционных религиях, а где происходит подмена понятий и манипуляция сознанием. Задача предмета «Светскость и основы религиоведения» – рассказать о том, что религия – это не политика, не идеология, не средство управления.
– Здесь необходимо понимать, что две наши традиционные религии – православие и суннитский ислам (ханафитский мазхаб) неразрывно связаны с нашими традициями, – отмечает Жанна Кантарбаева. – Это своеобразный синтез, который обеспечивает духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи. Нужно формировать патриотизм и говорить об истинных ценностях религии – толерантности, терпимости, добродетели, милосердии. И уже вторичное – это знание других религий, хотя это тоже немаловажный вопрос. Но мы понимаем, что человека, который знаком с основами традиционных религий, понимает их историческую и культурную ценность, будет очень сложно склонить к деструктивным течениям.
Также очень важно, что основы религиоведения должны преподавать квалифицированные педагоги, владеющие достаточным количеством знаний и чётким пониманием того, как преподнести эти знания тем, чья личность ещё не сформирована до конца. По мнению Жанны Кантарбаевой, это обязательно должны быть компетентные, разбирающиеся в предмете люди, которые не допустят ошибок в воспитании нового поколения. К сожалению, дефицит квалифицированных кадров в сфере религиоведения действительно есть, но эта ситуация поправима.
Очевидно, что этот предмет сегодня необходим, потому что он может дать всесторонние знания о свободе совести, об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, о новых религиозных движениях, деструктивных религиозных течениях и запрещённых религиозных организациях, а также научить не принимать идеологию экстремизма, терроризма и религиозного радикализма, а воспитывать у школьников чувство толерантности и сформировать гуманистическое мировоззрение.