Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Религиозный экстремизм в Центральной Азии: истоки, тенденции, пути решения

18.05.2021
в Интервью, Религиозные течения, Статьи
0
2k
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Строго говоря, термин «религиозный экстремизм» сегодня прочно вошел в современный политический и научный лексикон государств и обществ. Необходимо констатировать и то, что религиозный экстремизм в современном мире – это инструмент геополитики и передела сферы влияния.

Актуализация и востребованность всестороннего изучения данного понятия обусловлена глубокими политическими сдвигами в системе межгосударственных и международных отношений конца второго и начала третьего десятилетия XXI века, особенно на фоне затяжной пандемии коронавирусной инфекции и блоковой конфронтации, тесного переплетения политических процессов, разрыва социальных и культурных взаимосвязей в стремительно меняющейся современной эпохи.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев особо отмечает, что сегодня «мир действительно, изменился. Казалось бы, незыблемая глобализация под воздействием пандемии сдала свои позиции в пользу самоизоляции и самовыживания государств. Появился повышенный спрос на национализм в международных отношениях» [1].

Согласно воззрениям международных экспертов, религиозные войны, межэтнические конфликты, вооруженный сепаратизм и ирредентизм охватывают страны и целые регионы, особенно на фоне внутристрановых проблем.

Угроза религиозного экстремизма как идеология международного терроризма, возникшая еще в XIX веке, в настоящий период поднялась до глобального уровня. В этом, на мой взгляд, состоит одна из главных особенностей международной среды начала третьего десятилетия XXI столетия.

Согласно отчету Международного экономического форума, действующего под эгидой Marsh & McLennan о глобальных рисках, «карту ключевых рисков» ближайшего будущего мира будут составлять: геополитическая нестабильность, экономическая конфронтация, климат и сокращение биоразнообразия, последствия цифровой фрагментации, новые факторы уязвимости системы здравоохранения, а также религиозный экстремизм.

Как видно, панорама мира иллюстрируется стремлением определенных глобальных сил повсеместно влиять на мировоззрения целых регионов планеты, воздействуя превентивно на традиционные национально-исторические и культурные коды, духовно-этические ценности и нравственные идеалы народов.

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Имам из Казани: Что такое ваххабизм и чем он опасен?

Имам из Казани: Что такое ваххабизм и чем он опасен?

03.12.2025

Масштабный регион планеты – Центральная Азия в этом плане не является исключением. Более того, по причине роста политической нестабильности в глобальном мире, некоторые эксперты соревнуются в точности предсказаний о будущем региона ЦА. Так, в исследовании ученых ближнего зарубежья Иванова Е.А. и Исаева Л.М. «О методике оценки текущего состояния и прогноза социальной нестабильности в странах Центральной Азии» прямо указывается, что именно «Центральная Азия станет следующим регионом мира, куда придут политические кризисы» [2].

На географической карте мира Центральная Азия позиционируется как мега-регион, расположившийся в центре материка Евразии.

Согласно общепринятому представлению, регион ЦА состоит из современных государств – Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана.

На протяжении истории Центральная Азия известна как территория, соединяющая между собой Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию благодаря Великому шелковому пути, способствовавшему взаимному обмену материальных и нематериальных/духовных ценностей населяющих их народов.

Геополитическое значение центрально-азиатского региона объясняется рядом объективных факторов: геостратегическим расположением на стыке множества действующих, возможных и планируемых транспортных и трубопроводных магистралей; богатейшими природными и людскими ресурсами; территориально-географической, историко-культурной и демографической близостью к очагам нестабильности в исламском мире; концентрацией региона глобальных вызовов и угроз в конфессиональном пространстве.

Экскурс в историю вопроса показывает, что истоки зарождения религиозного экстремизма в центрально-азиатском регионе простираются к периоду начала 1990-х годов. Для возникновения и распространения данной радикальной идеологии существовали определенные предпосылки.

Для выяснения истоков религиозного экстремизма стоит обратиться к некоторым исследованиям. Так, согласно Р.Двивенди, активизация религиозного экстремизма в странах Центральной Азии — Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане была вызвана такими факторами, как слабость политического курса, ухудшение экономических условий, коррупция, резкое снижение уровня жизни и неэффективное государственное управление [3].

По мнению отечественного ученого и политика М.С. Ашимбаева, резкий переход к рынку «перевернул» прежние моральные ценности. Именно на фоне безработицы и маргинализации части молодежи в регионе получили распространение экстремистские взгляды, призывы и действия [4].

Практически, религиозный экстремизм становится неотъемлемым фактором общественной и политической жизни ряда государств региона.

Основополагающими причинами/факторами «жизнестойкости» религиозного экстремизма на пространстве Центральной Азии выступают фанатизм, бездумный буквализм, интеллектуальная безграмотность в отношении предназначения, целей и сути самой религии, ее первоисточников. Значение имеют также идеологические манипуляции со стороны различных внешних сил, проявляющих пристальный интерес к мега-региону.

В этом свете стоит отдельно обозначить религиозные экстремистские организации/движения, которые и в будущем, по прогнозам мировых аналитических центров, будут представлять существенную угрозу безопасности государств Центральной Азии. Это, прежде всего, «Хизб-ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана, радикальные/экстремистские движения «Джамаати Таблиги», «Салафийа», «Аль-Кайда», «Талибан», «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев», «ИГ».

Вызовы и угрозы апологетов религиозного экстремизма углубляют интеграцию стран ЦА.

Вопросы региональной стабильности и безопасности в Центральной Азии, связанные с религиозным экстремизмом, становятся одними из ключевых в основе подписания различных межгосударственных соглашений и создания международных организаций.

В этом аспекте для государств Центральной Азии уникален опыт совместной коллективной работы в рамках ШОС и ОДКБ способствующей наращиванию сотрудничества и осуществлению конструктивных мер по обеспечению политической, экономической и культурной безопасности на всем пространстве мега-региона.

Как известно, в конце 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Совета глав государств членов ШОС призвал создать Центр информационной безопасности, призванный служить «адекватным ответом нашей Организации на растущие риски по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, в том числе в интернете».

Глава нашего государства также особо подчеркнул, что это обусловлена тем, что перевод многих сфер общественной и экономической жизни в онлайн-пространство актуализировал тематику кибербезопасности. Ибо мировая турбулентность привела к нежелательной активизации сил «трех зол»: религиозного экстремизма, сепаратизма, терроризма.

По официальной информации Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, в рамках ШОС ведется единый перечень лиц, причастных к террористической или экстремистской деятельности. Таких лиц насчитывается порядка восьми тысяч человек, из них 700 человек – это граждане Казахстана, в основном выехавших в зоны конфликта.

В документе ШОС и соглашении ОДКБ движение «Таблиги Джамаат» признается экстремистской; его деятельность запрещена в странах ЦА, кроме Кыргызстана.

«Таблиги Джамаат» действует в Кыргызстане вполне легально, пользуется поддержкой местных властей, проводит дааваты (призывы) в странах Центральной Азии, Индии, Пакистана, Бангладеш.

Следует отметить, что в 2020 году в Кыргызстане произошли массовые беспорядки с активным участием последователей этой организации, в результате которого политическая руководства страны ушло в отставку.

Указанное свидетельствует не только о сложной экономической ситуации и высокой бедности местного населения в Кыргызстане, но и активизации членов «Таблиги Джамаат» в государственных структурах.

По прогнозам экспертного сообщества, после победы государств и обществ над пандемией COVID-19 и открытии границ между странами ЦА и другими государствами, ожидается резкое увеличение потоков кыргызских мигрантов в соседние страны через Казахстан, а вместе с ним и экспорт «таблигской идеологии».

В этой связи, на страны центрально-азиатского региона во главе с Казахстаном возложена высокая ответственность за безопасность и стабильность данной части планеты.

В нашей стране на высоком уровне принят План мероприятий по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 — 2023 годы.

Разработана и действует Концепция кибербезопасности для борьбы с экстремистской вербовкой и пропагандой в Интернете.

Создана система «Киберщит Казахстана». Ведется профилактика религиозного экстремизма в интернет-пространстве.

По официальной информации КДР МИОР РК, в 2020 году в СМИ, интернет-ресурсах и социальных сетях размещено более 64 тыс. публикаций, направленных на профилактику религиозного экстремизма и терроризма. По итогам 2020 г. удалено более 21 тыс. экстремистских материалов.

В целом представляется, что для снижения активности религиозного экстремизма в мега-регионе, государства Центральной Азии должны принимать превентивные меры, направленные на создание благоприятных и эффективных социально-экономических условий для молодежи и других уязвимых категорий населения, поддерживать деятельность институтов гражданского общества в целях консолидации, гармонизации и развития сообществ, которые имеют прочный иммунитет к деструктивным течениям и способность противостоять их радикальным воззрениям.

Что касается межгосударственного уровня, то представляется необходимым в дальнейшем повышать взаимное доверие стран Центральной Азии, развивать и совершенствовать механизмы выработанной коллективной общей долгосрочной стратегии в борьбе с религиозным экстремизмом.

Канат ДЖУМАБЕКОВ,

Главный консультант

Центра Н. Назарбаева по развитию

межконфессионального и межцивилизационного диалога

Список использованной литературы:

  1. Токаев К.К. Қазақ халқының тағдыры тарих таразысында тұр /Интервью республиканской газете «Ана тілі» 5 Маусым, 2020. — http://anatili.kazgazeta.kz/news/57708
  2. Иванов Е.А., Исаев Л.М. О методике оценки текущего состояния и прогноза социальной нестабильности в странах Центральной Азии. // Полис. Политические исследования. – 2019. -№2. – С.59-78.
  3. Двивенди Р. Нетрадиционные угрозы безопасности в Центральной Азии // В кн.: Перспективы укрепления казахстано-индийского партнёрства. – Алматы: КИСИ, 2006.
  4. Ашимбаев М.С. Безопасность Казахстана на современном этапе. – Алматы: КИСИ, 2002. С.37.
Тэги: главная темарелигиятерроризм
Поделиться48Твитнуть30Поделиться6Поделиться

Похожие записи

Нужно ли совершать каффару за пост, нарушенный по небрежности
Вопросы-ответы

Нужно ли совершать каффару за пост, нарушенный по небрежности

05.12.2025
ДУМК утвердил меню для жаназа и құдайы тамақ
Новости

ДУМК утвердил меню для жаназа и құдайы тамақ

01.12.2025
Загрузить еще
Следующий пост

Психология неофита или поиск "новой" духовности

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Нужно ли совершать каффару за пост, нарушенный по небрежности
Вопросы-ответы

Нужно ли совершать каффару за пост, нарушенный по небрежности

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00