Пару лет назад многие люди по всему миру были шокированы тем, когда члены их семей, родственники, друзья и знакомые, уйдя из своих домов, покинули родину и присоединились к «Исламскому Государству Ирака и Леванта» (запрещена на территории РК) и другим организациям, действующим на территории Сирии, Ирака и Ливии. В то же время по всему миру происходили аресты сотни человек, которые хотели пойти этим же путем.
В своих усилиях по радикализации и вербовке террористы, экстремисты использовали социальные сети в продуманной стратегии, которая сбивает с толку многих. Газеты тех лет писали, что «воинствующие экстремисты, таких организации как ИГИЛ, стали все более изощренными в создании плотных глобальных сетей поддержки в Интернете, сетей, которые помогают этим группам создавать виртуальные круги».
У террористических и экстремистских групп есть веские основания использовать социальные сети, популярность которых их во многом устраивает. Начиная с 2015 года Интернет все быстрее обгоняет традиционные формы СМИ, такие как книги, журналы и телевидение, и становится ведущей исследовательской и развлекательной платформой.
Социальные сети позволяют им позиционировать себя как еще одну часть основных новостей. Большинство социальных сетей просты в использовании. С их помощью радикалы могут адаптировать свое сообщение к узким нишам аудитории, прибегая к помощи виртуального мира, чтобы проникнуть в дома миллионов людей.
Вопреки распространенному мнению, те люди, кого завербовали в Интернете, не являются набожными верующими. Наоборот, некоторые вообще не считают себя очень религиозными. Также легко отнести любого, кого нанимают онлайн, к категории доверчивых, но это не совсем так. Фактически, многие люди, увлеченные онлайн-пропагандой, не искали ее – она их нашла.
Демографические данные сильно различаются. Они могут быть малообразованными или высокообразованными, молодыми или старыми, мужчинами или женщинами. Даже финансовое положение не показатель. Интернет-радикализация происходит во всех экономических классах. Он достигает тех, кто имеет менее обеспеченные экономические средства, и тех, кто финансово устойчив.
Общим знаменателем, похоже, является то, что каждый, кто радикализован и завербован онлайн, сочувствует делу этой группы, а люди, которые чувствуют, что в их жизни «чего-то не хватает», оказываются более восприимчивыми, чем другие. Радикализация более широко распространена там, где преобладают условия неравенства и политического разочарования. Он часто укореняется в людях, сочувствующих тяжелому положению угнетенных и желающих продемонстрировать свою солидарность.
Радикальные мужчины и женщины в одинаковой степени часто чувствуют отчаяние, унижение и возмущение из-за несправедливости и не видят возможностей повлиять на перемены. Один короткий момент сильных эмоций, вызванный у них, когда они смотрят на YouTube видео о невинных жертвах в Африке или на Ближнем Востоке, может быть именно тем, что нужно, чтобы вызвать их интерес.
После того, как кто-то будет заинтересован, их следующие шаги бывают разными. Некоторые начинают исследовать причины, за которые борются различные экстремистские группировки. Это приводит к открытию ими радикальных групп — и, что еще более тревожно, к их обнаружению группами. Интернет позволяет легко найти человека. Кандидат на вербовку может привлечь внимание группы, сделав финансовое пожертвование, загрузив экстремистский материал, войдя в чат-комнату радикалов или посетив радикальные страницы в социальных сетях. В сегодняшней среде мы видим множество примеров процесса радикализации, от заинтересованности до вербовки, происходящей полностью в Интернете.
Радикализация и вербовка онлайн имеют большие преимущества по сравнению с традиционными (и более рискованными) публичными коммуникациями. Террористические группы могут охватить неизмеримо большую аудиторию. При отсутствии необходимости в поездке стоимость минимальна, не требуется материально-технического обеспечения или транспортной поддержки, а вероятность обнаружения низка.
Возникает очевидный вопрос: как сдержать эту растущую угрозу вербовки и радикализации с помощью социальных сетей в Интернете и других новых технологий?
Специалисты предполагают, что процесс может начаться с лишения экстремистских групп их социально-религиозной привлекательности. Если само сообщение, которое продвигает группа, можно опровергнуть как ложное учение и непристойное неверное толкование ислама, само основание для присоединения к группе исчезнет. Подрыв легитимности группы уменьшит как ее сообщество поддержки, так и целевой пул новобранцев.
Кроме того, у всех экстремистских группировок есть нарратив, и правительство стран в силах перевернуть этот нарратив с ног на голову и использовать его против них. Если манифест группы окажется сомнительным, группа потеряет сочувствующих, а вместе с ними и новобранцев, и доходы.
Иногда сами группы своими действиями непреднамеренно лишают легитимности свое собственное послание. Например, террористическая организация «Аш-Шабааб» потеряла поддержку из-за применения жестокой тактики, такой как взрывы террористов-смертников, в результате которых погибли много мирных жителей.
Террористическая группа может выжить только тогда, когда у нее есть последователи, поддерживающие ее дело. История показала нам, что без критической массы сторонников группа сократится в размерах и в конечном итоге станет неактуальной. Мужчины и женщины, намеревающиеся присоединиться к экстремистской группе, не сделают этого, если они сочтут систему убеждений группы ошибочной или неискренней.
Изучение прошлых и нынешних террористических групп показывает, что, когда вербовочный пул сочтет поведение группы оскорбительным и незаконным, тогда группа прекратит свое существование.
Ислам КАЮПОВ,
Заместитель имама (наиб имам) Кызылординской
областной центральной мечети «Ақмешіт-Сырдария»