Казахстан в этом году отмечает 30 летний юбилей своей Независимости. За этот небольшой по историческим меркам период, Казахстан открыл новую веху в своей истории, достиг больших результатов в своем развитии. Определенные достижения Казахстан достиг и в сфере религии.
За 30 лет Казахстан превратился из атеистического государства в составе СССР в демократическое, светское, правовое государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Республика Казахстан на протяжении 30 лет уверенно реализует взвешенную политику в сфере религии путем обеспечения эффективного государственного регулирования.
В Казахстане с первых дней независимости создана своя уникальная модель светского государства, отличающаяся активной государственной политикой по формированию и поддержанию межрелигиозного мира и согласия.
Как заявил Первый Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»: «Светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие казахстанские политики, все казахстанцы. Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство» [1].
Основа светского государства: свобода совести, равенство религиозных верований, нейтральность политической власти по отношению к религиозным конфессиям. Светское государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений. Религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества, а верующие – полноправными гражданами Республики Казахстан.
В контексте вышеизложенного следует подчеркнуть, что светский характер – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового казахстанского государства. Органы государственной власти формируются и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции Республики Казахстан [2].
В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Основном законе, международных актах и Соглашениях о правах человека.
Приоритетное значение в условиях светского Казахстана имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым: — религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности; — не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. Конституция гарантирует каждому свободу совести, а также запрещает любые формы дискриминации по религиозному, этническому и иным признакам.
Свобода совести означает, право каждого гражданина самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям. Обеспечение реализации прав человека на свободу вероисповедания граждан относится к жизненно важным интересам Республики Казахстан как поликонфессиональной страны и является одним из ключевых составляющих его демократического и правового развития. Казахстан в своей деятельности опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека. Казахстанская нормативная база в сфере обеспечения свободы религии и вероисповедания соответствует общеевропейским и мировым демократическим стандартам[2].
Согласно заключениям многих экспертов, законодательство страны соответствует базовым принципам, лежащим в основе международных стандартов, принятых ОБСЕ и рядом других международных организаций, а также опыту развитых демократических государств мира. В рейтинге стран по индексу свободы человека Казахстан занял 75-е место из 162 стран мира. Для РК индекс составил 6,99 — ниже, чем у таких стран ЕАЭС, как Армения и Кыргызстан, но выше, чем у Беларуси и России [5].
В республике между представителями различных религий и конфессий сформировались благоприятные условия сосуществования и эффективного взаимодействия. Модель межконфессионального отношения в Казахстане стала уникальным примером для других стран. Общеизвестно, что богатство мира заключается в его уникальном многообразии.
В этой связи правомерно утверждение исследователя евразийства Л.Н. Гумилева, который писал: «Этническая пестрота – это оптимальная форма существования человечества». Казахстан по праву называется «перекрестком цивилизаций». Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками здесь жили и трудились вместе представители разных народов и этносов.
На современном этапе мирового развития существенно возросла роль религии как системы мировоззрения и образа жизни. Вырос интерес представителей различных слоев населения к духовной, в том числе – к религиозной составляющей жизнедеятельности общества. Об этом говорят увеличение количество верующих в Казахстане за последние годы.
По оценкам экспертов, количество верующих увеличилось по сравнению с серединой 1980-х годов с 20-25% до 90-95%. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, которые согласно результатам последней общенациональной переписи 2009 г. составляют свыше 90% верующих. В частности, 70,2% населения называли себя мусульманами, 26,0% – христианами, 0,3% – иудаистами, 0,1% – буддистами, 0,2 % – последователями других религий. При этом неверующими считали себя 2,8% населения[3].
Также по количеству культовых сооружений, исходя из статистики, если в 1979 г. в Казахстане насчитывалось всего 25 мечетей, то по состоянию на 1 января 2021 года их количество достигло 2690.
Конфессиональное многообразие страны, которое представлено как традиционными для Казахстана вероучениями (ислам ханафитского направления и христианство православного направления), так и новыми религиями и конфессиями, в настоящее время обеспечивает общественную стабильность, мир и согласие в государстве. В республике взаимодействуют представители 18 конфессий, представляющие религиозные интересы многоэтничного и поликонфессионального народа Казахстана. Религии в Казахстане представлены людьми разных этносов, языковых, культурных и социальных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, отличающихся культовой практикой и взглядами на окружающий мир.
Учитывая, что общество в нашей республике исторически и культурно ориентировано в основном на две традиционные религии – суннитский ислам (ханафитский мазхаб) и православное христианство, самыми многочисленными религиозными объединениями являются мусульманские, по состоянию на 1 января 2021 г. их насчитывалось 2691. Второе место по числу последователей в Казахстане занимает Православная церковь Казахстана (ПЦК), которая располагает 343 религиозными объединениями.
Следующим для Казахстана религиозным направлением является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая имеет 86 религиозных объединения. Заметное место в конфессиональном пространстве Казахстана занимают протестантские религиозные объединения, которых в стране насчитывается около 600. Помимо перечисленных выше, действуют 7 иудейских общин, 2 религиозных объединения буддизма, а также ряд других деноминаций.
Последние годы отличаются ростом количества прибывающих в Казахстан миссионеров. Если в 2003 году в стране было 89 миссионеров, в 2011 году на момент принятия Закона действовало 200 миссионеров, то в 2020 году общее количество зарегистрированных иностранных миссионеров составило 396. Хотя в связи с пандемией по сравнению с аналогичным периодом прошлого отмечается снижение количества миссионеров.
Ныне действующий Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011 г.) упорядочил правовое поле конфессионального пространства республики. Впервые за годы независимости была принята Концепция государственной политики Республики Казахстана в религиозной сфере на 2017-2020 годы. Концепция призвана консолидировать усилия органов государственной власти, религиозных объединений и институтов гражданского общества по развитию и переформатированию государственной политики в религиозной сфере, выработать и реализовывать меры по дальнейшему развитию казахстанской модели государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, основанной на особенностях историко-культурного наследия казахстанского народа.
Благодаря эффективной государственной политике в сфере религии и реализации закона преобразился казахстанский сегмент: реконструировались старые и построены новые мечети; создана сеть духовных образовательных учреждений; появились исламские печатные издания; верующие получили возможность совершать хадж. Основным институтом, осуществляющим государственное руководство в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями в Казахстане, является Комитет по делам религий МИОР РК.
Благодаря своей эффективной политике и конструктивной реализации норм действующего закона в Казахстане отсутствуют конфликты на религиозной почве. Конституционные принципы светскости государства и отделения религиозных объединений от государства реализуются посредством четкого разделения сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, которое является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях.
Реально складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Казахстан приобретает характер сотрудничества (партнерства) на основе четкого разделения их функций. Эта система взаимоотношений позволяет религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества, тем самым открывая предпосылки для гармоничного сочетания светских и религиозных правовых принципов. Благодаря такому подходу, сотрудничество государства и религии предполагает совместную деятельность в таких областях, как:
— миротворчество на межэтническом и межконфессиональном уровнях;
— дела милосердия и благотворительности;
— совместная реализация социальных программ;
— охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия;
— деятельность по сохранению окружающей природной среды;
— совместная поддержка института семьи, материнства и детства;
— обеспечение свободы вероисповедания военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, в медицинских учреждениях и т.д.[3].
Закон не ограничивает права религиозных объединений на распространение вероучения, а регулирует исключительно механизм работы миссионеров. Зарегистрированным в Казахстане религиозным объединениям созданы все условия для приглашения зарубежных миссионеров для работы в страну и их религиозной деятельности. На территории Республики Казахстан миссионерской деятельностью могут заниматься любые граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства после прохождения соответствующей регистрации.
Рост значимости религиозного фактора в жизни современного казахстанского общества очевиден. Его динамика и особенности выражаются в следующих формах: усиливается влияние религии на многие сферы социально-политической жизни; возрастает воздействие религиозных объединений на повседневную жизнь широких кругов населения; расширяется сфера религиозного образования, укрепляется его финансовая и материальная база; активизируется миссионерская и пропагандистская деятельность в Казахстане религиозных организаций из различных зарубежных стран [3].
Религиозная ситуация в Республике Казахстан в последние годы претерпела определенные изменения. Главным образом изменилась конфессиональная палитра и актуализируются некоторые проблемные вопросы в регионах страны. С возрастанием роли религии обнажились, и негативные аспекты религиозной жизни части населения. В частности, в стране увеличилось число граждан, противопоставляющих себя сложившимся устоям в светском обществе. Появились, нетрадиционные религиозные для Казахстана течения. Более того, у некоторой части верующего населения стали проявляться крайние формы агрессии и религиозного радикализма, что в совокупности стало фактором угрозы для безопасности и стабильности страны, ее граждан.
В свете возникших трендов светскому государству были адресованы основные запросы населения в части укрепления устойчивости и безопасности, обеспечения мира и согласия в обществе, а также защиты молодежи и всего подрастающего поколения казахстанцев от влияния религиозного экстремизма и терроризма.
Лидер нации – Первый Президент Казахстана Н.А Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» обозначил архиважную задачу – формировать религиозное сознание казахстанцев, соответствующее традициям и культурным нормам страны. При этом он подчеркнул, что государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма.[1].
Сегодня угрозы для республики представляют не только внешние силы, связанные с религиозным экстремизмом и терроризмом, но внутри страны. После трагических террористических актов, произошедших в 2011 и 2016 годах в Атырау, Актобе и Алматы, организаторами и исполнителями которых стали, в том числе и граждане Казахстана, стало очевидно, что общественная безопасность находится под угрозой. Факт наличия в стране религиозного экстремизма и терроризма уже не отрицает никто, также не отрицается то, что существует угроза национальной безопасности. Можно обратить внимание на мнение экспертов, которые отмечают несколько причин распространения религиозного экстремизма:
— Резкое социальное расслоение общества, формирование маргинализированных социальных групп, падение качества светского школьного образования (особенно в сельской местности);
— Увеличение числа неформальных исламских общин, не связанных с Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК), в том числе – имеющих финансовую поддержку из-за рубежа. Как правило, такие общины старались работать как раз с нижними социальными стратами (сельское население, внутренние трудовые мигранты);
— Фрагментация казахстанской уммы на этнические сектора из-за фокусирования «официального» духовенства, связанного с ДУМК только на казахоязычный слой населения, и одновременно низкого религиозного авторитета имамов-казахов среди других этнических групп (уйгуры, узбеки, татары, этносы Кавказа), появление «этнических» мечетей, лишь формально взаимодействующих с ДУМК;
— Активизация «нетрадиционных религиозных» и близких к ним по своей структуре групп в попытках проникновения во властные структуры (например, так называемые кораниты, некоторые направления суфизма), использование религии в целях политической конкуренции;
— По мере технологического развития возросли возможности для «самодеятельного экстремизма» с элементами религиозной окраски, который опирался на молодежную разочарованность, следование моде и стремление выделиться[4].
Важно отметить, что противодействие и профилактика религиозного экстремизма в Казахстане являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках противодействия религиозному экстремизму и терроризму проделывается большой пласт работы, так, например, были приняты специальные законы против экстремизма и терроризма, утверждены государственные программы «По противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 и 2018-2022 годы».
В данном направлении большая работа проводится также и организованными Комитетом по делам религий МИОР РК информационно-разъяснительными группами. Например, около 3-х тысяч специалистов по всей республике проводят мероприятия различного формата, лекции и встречи, которые прежде всего сосредоточены на такие целевые категории населения: молодежь, верующие, безработные, осужденные и члены их семей, работники частных предприятий, сферы торговли, сервиса и др.
Комитетом по делам религий в рамках своей компетенции проводится работа по реабилитации последователей деструктивных религиозных течений. Созданный в 2014 году Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» специализируется на проведении разъяснительной работы с радикально настроенными лицами.
Кроме того, проводится целенаправленная реабилитационная работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы среди лиц, осужденных за участие в террористической и экстремистской деятельности. Имеется положительный опыт работы по возвращению граждан своей страны из зон террористической активности в рамках спецоперации «Жусан» и «Русафа». Данный опыт оценен мировыми державами в.т.ч. США.
Важным направлением можно отметить профилактическую работу, проводимую с представительницами «женских жамагатов». В рамках, которой оказывается социальная поддержка. Наряду с этим, для женщин организовываются обучающие курсы, оказывается помощь в трудоустройстве и адаптации их к условиям жизни.
Отдельно необходимо упомянуть о важности работы просветительского Интернет-портала «Kazislam.kz». Портал предоставляет ежедневную информацию, связанную с вопросами религии Ислама, государственной политики Казахстана в области религии, профилактики экстремизма и терроризма в обществе.
За годы Независимости – у нас в стране открыты духовные учебные заведения, такие как университет «Нур-Мубарак», 9 медресе-колледжи, институт повышения квалификации имамов при ДУМК, Алматинская православная духовная семинария и высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви» и другие. В настоящее время функционируют всего 13 духовных учебных заведений, в которых обучаются 3381 человек.
Это, несомненно, хорошая база, где мы имеем возможность подготавливать компетентные религиозные кадры. Вместе с этим настораживающим фактом является, имея хорошую образовательную базу, некоторые наши граждане без получения базовых знаний, выезжают обучаться в зарубежные теологические учебные заведения.
Конечно же, среди зарубежных религиозных учреждений большинство сертифицированы, но нельзя отрицать тот факт, что имеются и сомнительные институты, где могут даваться искаженные понятия, которые могут формировать радикальные настрои у обучающихся. Нужно обозначить, что сегодня в Казахстане созданы условия для обеспечения доступа к получению высшего религиозного образования.
Например, от МОН, а также от местных исполнительных органов выделяются образовательные гранты для отечественных студентов. Подготовка кадров в сфере религии осуществляется по специальностям «Исламоведение», «Религиоведение» и «Теология». На 2019-2020 учебный год по данным специальностям было выделено около 500 государственных образовательных грантов. Кроме того, при Университете «Нур-Мубарак» действует «Институт переподготовки специалистов по профилактике экстремизма».[4].
Одним из важных приоритетов государства явилось межконфессиональное согласие. Несмотря на абсолютное юридическое равенство всех конфессий Казахстана, реально в центре этой конфигурации находятся наиболее крупные религии Казахстана – ислам и православие, которые в своем взаимодействии и обеспечивают, по существу, межконфессиональную стабильность в стране. Именно на основе этой стабильности, как на стержне, выстраиваются отношения между всеми конфессиями Казахстана, включая ислам и православие.
Казахстан одним из первых среди субъектов международного права взял на себя ответственность и на деле начал заниматься продвижением диалога между лидерами различных мировых и традиционных религий и конфессий. Регулярное проведение Съездов лидеров мировых и традиционных религий с 2003 года, стал дискуссионной площадки, позволяющей вести межрелигиозный и межконфессиональный диалог в исключительно конструктивном формате.
Как видно из описания казахстанской модели межконфессионального согласия можно видеть, что система межконфессиональных отношений в Казахстане в целом достаточно стабильна. Но, вместе с тем, эту стабильность надо сохранять, надо сознательно ее поддерживать, так как идущие в стране и в мире процессы не всегда способствуют сохранению стабильности; очень многие из этих процессов, напротив, имеют дестабилизирующее влияние.
Ряд крупных зарубежных и отечественных экспертов в области геополитики обращают внимание на нарастание общей нестабильности в мире, причем нестабильность эта, по мнению экспертов, носит стратегический, глобальный характер. В этой связи возникает закономерный вопрос о том, как в этих новых условиях можно поддержать устойчивость межконфессионального согласия.
Во-первых, это означает, что и государству и религиям необходимо сохранять имеющиеся достижения в этой сфере и не делать опрометчивых шагов, способных разрушить межконфессиональный мир.
Вместе с тем, во-вторых, это означает, что Республика Казахстан имеет право изменять различные элементы своего законодательства сообразно меняющейся социально-политической ситуации в стране; это касается и законодательства в государственно-конфессиональной сфере.
В-третьих, любой Закон не должен стать дискриминационным, не должны ущемляться права верующих. Поэтому изменения и дополнения должны быть взвешенными и обоснованными. Поэтому основные вопросы, стоящие перед страной – укрепление религиозной толерантности, мониторинг деятельности религиозных организаций нетрадиционного толка, прозелетической деятельности миссионерских религиозных организаций, для принятия мер против проникновения экстремизма и терроризма и формирование позитивного развития межконфессиональных отношений.
Действенный способ борьбы с религиозным экстремизмом — религиозное просвещение. Человек, хорошо знающий свою религию, никогда не позволит вовлечь себя в организацию подобного типа. Правовое воспитание подрастающего поколения основывается на законах, но не всегда эти законы срабатывают. Поэтому главная задача государственных органов – воспитывать устойчивый иммунитет к религиозным организациям откровенно деструктивного направления. Давая им навыки, формирующие гражданскую сознательность и знание законов. Средства массовой информации особенно в современных условиях электронные (социальные сети) призваны помочь обществу формированию атмосферы взаимного интереса, диалога, что, в конечном счете, является необходимой предпосылкой его стабильного развития.
Б.Р. ШЕРИЯЗДАНОВ,
ведущий научный сотрудник
Института истории государства
КН МОН РК,
кандидат политических наук
Список использованных источников:
- Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» электронный ресурс: https://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-(Дата обращения 02.09.2020)
- Материалы по основным вопросам религии: В помощь лектору. / Для использования в работе с целевой группой государственных служащих, сотрудников государственных учреждений // Сборник – Астана: КДР МКС РК РК, 2016. – 269 с.
- 3. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Казахстан. Методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и силовых структур. – Астана: МЦКР, 2016. – 136 с.
- Статья Ш. Пулатов, «Актуальной остается угроза религиозного экстремизма» https://kazislam.kz/aktual-noj-ostaetsya-ugroza-religioznogo-ekstremizma от 08.12.2020
- Статья «Казахстан оказался на 90-м месте в рейтинге по личной свободе» https://kazislam.kz/kazahstan-okazalsya-90-m-meste-v-rejtinge-po-lichnoj-svobode/, 02. 02. 2021 г.