Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Религиозная сфера в независимом Казахстане

11.02.2021
в Новости
0
940
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Казахстан в этом году отмечает 30 летний юбилей своей Независимости. За этот небольшой по историческим меркам период, Казахстан открыл новую веху в своей истории, достиг больших результатов в своем развитии. Определенные достижения Казахстан достиг и в сфере религии.

За 30 лет Казахстан превратился из атеистического государства в составе СССР в демократическое, светское, правовое государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Республика Казахстан на протяжении 30 лет уверенно реализует взвешенную политику в сфере религии путем обеспечения эффективного государственного регулирования.

В Казахстане с первых дней независимости создана своя уникальная модель светского государства, отличающаяся активной государственной политикой по формированию и поддержанию межрелигиозного мира и согласия.

Как заявил Первый Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»: «Светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие казахстанские политики, все казахстанцы. Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство» [1].

Основа светского государства: свобода совести, равенство религиозных верований, нейтральность политической власти по отношению к религиозным конфессиям. Светское государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений. Религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества, а верующие – полноправными гражданами Республики Казахстан.

В контексте вышеизложенного следует подчеркнуть, что светский характер – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового казахстанского государства. Органы государственной власти формируются и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции Республики Казахстан [2].

В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Основном законе, международных актах и Соглашениях о правах человека.

Приоритетное значение в условиях светского Казахстана имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым: — религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности; — не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. Конституция гарантирует каждому свободу совести, а также запрещает любые формы дискриминации по религиозному, этническому и иным признакам.

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения

05.12.2025
Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

05.12.2025

Свобода совести означает, право каждого гражданина самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям. Обеспечение реализации прав человека на свободу вероисповедания граждан относится к жизненно важным интересам Республики Казахстан как поликонфессиональной страны и является одним из ключевых составляющих его демократического и правового развития. Казахстан в своей деятельности опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека. Казахстанская нормативная база в сфере обеспечения свободы религии и вероисповедания соответствует общеевропейским и мировым демократическим стандартам[2].

Согласно заключениям многих экспертов, законодательство страны соответствует базовым принципам, лежащим в основе международных стандартов, принятых ОБСЕ и рядом других международных организаций, а также опыту развитых демократических государств мира. В рейтинге стран по индексу свободы человека Казахстан занял 75-е место из 162 стран мира. Для РК индекс составил 6,99 — ниже, чем у таких стран ЕАЭС, как Армения и Кыргызстан, но выше, чем у Беларуси и России [5].

В республике между представителями различных религий и конфессий сформировались благоприятные условия сосуществования и эффективного взаимодействия. Модель межконфессионального отношения в Казахстане стала уникальным примером для других стран. Общеизвестно, что богатство мира заключается в его уникальном многообразии.

В этой связи правомерно утверждение исследователя евразийства Л.Н. Гумилева, который писал: «Этническая пестрота – это оптимальная форма существования человечества». Казахстан по праву называется «перекрестком цивилизаций». Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками здесь жили и трудились вместе представители разных народов и этносов.

На современном этапе мирового развития существенно возросла роль религии как системы мировоззрения и образа жизни. Вырос интерес представителей различных слоев населения к духовной, в том числе – к религиозной составляющей жизнедеятельности общества. Об этом говорят увеличение количество верующих в Казахстане за последние годы.

По оценкам экспертов, количество верующих увеличилось по сравнению с серединой 1980-х годов с 20-25% до 90-95%. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, которые согласно результатам последней общенациональной переписи 2009 г. составляют свыше 90% верующих. В частности, 70,2% населения называли себя мусульманами, 26,0% – христианами, 0,3% – иудаистами, 0,1% – буддистами, 0,2 % – последователями других религий. При этом неверующими считали себя 2,8% населения[3].

Также по количеству культовых сооружений, исходя из статистики, если в 1979 г. в Казахстане насчитывалось всего 25 мечетей, то по состоянию на 1 января 2021 года их количество достигло 2690.

Конфессиональное многообразие страны, которое представлено как традиционными для Казахстана вероучениями (ислам ханафитского направления и христианство православного направления), так и новыми религиями и конфессиями, в настоящее время обеспечивает общественную стабильность, мир и согласие в государстве. В республике взаимодействуют представители 18 конфессий, представляющие религиозные интересы многоэтничного и поликонфессионального народа Казахстана. Религии в Казахстане представлены людьми разных этносов, языковых, культурных и социальных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, отличающихся культовой практикой и взглядами на окружающий мир.

Учитывая, что общество в нашей республике исторически и культурно ориентировано в основном на две традиционные религии – суннитский ислам (ханафитский мазхаб) и православное христианство, самыми многочисленными религиозными объединениями являются мусульманские, по состоянию на 1 января 2021 г. их насчитывалось 2691. Второе место по числу последователей в Казахстане занимает Православная церковь Казахстана (ПЦК), которая располагает 343 религиозными объединениями.

Следующим для Казахстана религиозным направлением является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая имеет 86 религиозных объединения. Заметное место в конфессиональном пространстве Казахстана занимают протестантские религиозные объединения, которых в стране насчитывается около 600. Помимо перечисленных выше, действуют 7 иудейских общин, 2 религиозных объединения буддизма, а также ряд других деноминаций.

Последние годы отличаются ростом количества прибывающих в Казахстан миссионеров. Если в 2003 году в стране было 89 миссионеров, в 2011 году на момент принятия Закона действовало 200 миссионеров, то в 2020 году общее количество зарегистрированных иностранных миссионеров составило 396. Хотя в связи с пандемией по сравнению с аналогичным периодом прошлого отмечается снижение количества миссионеров.

Ныне действующий Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011 г.) упорядочил правовое поле конфессионального пространства республики. Впервые за годы независимости была принята Концепция государственной политики Республики Казахстана в религиозной сфере на 2017-2020 годы. Концепция призвана консолидировать усилия органов государственной власти, религиозных объединений и институтов гражданского общества по развитию и переформатированию государственной политики в религиозной сфере, выработать и реализовывать меры по дальнейшему развитию казахстанской модели государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, основанной на особенностях историко-культурного наследия казахстанского народа.

Благодаря эффективной государственной политике в сфере религии и реализации закона преобразился казахстанский сегмент: реконструировались старые и построены новые мечети; создана сеть духовных образовательных учреждений; появились исламские печатные издания; верующие получили возможность совершать хадж. Основным институтом, осуществляющим государственное руководство в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями в Казахстане, является Комитет по делам религий МИОР РК.

Благодаря своей эффективной политике и конструктивной реализации норм действующего закона в Казахстане отсутствуют конфликты на религиозной почве. Конституционные принципы светскости государства и отделения религиозных объединений от государства реализуются посредством четкого разделения сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, которое является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях.

Реально складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Казахстан приобретает характер сотрудничества (партнерства) на основе четкого разделения их функций. Эта система взаимоотношений позволяет религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества, тем самым открывая предпосылки для гармоничного сочетания светских и религиозных правовых принципов. Благодаря такому подходу, сотрудничество государства и религии предполагает совместную деятельность в таких областях, как:

— миротворчество на межэтническом и межконфессиональном уровнях;

— дела милосердия и благотворительности;

— совместная реализация социальных программ;

— охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия;

— деятельность по сохранению окружающей природной среды;

— совместная поддержка института семьи, материнства и детства;

— обеспечение свободы вероисповедания военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, в медицинских учреждениях и т.д.[3].

Закон не ограничивает права религиозных объединений на распространение вероучения, а регулирует исключительно механизм работы миссионеров. Зарегистрированным в Казахстане религиозным объединениям созданы все условия для приглашения зарубежных миссионеров для работы в страну и их религиозной деятельности. На территории Республики Казахстан миссионерской деятельностью могут заниматься любые граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства после прохождения соответствующей регистрации.

 Рост значимости религиозного фактора в жизни современного казахстанского общества очевиден. Его динамика и особенности выражаются в следующих формах: усиливается влияние религии на многие сферы социально-политической жизни; возрастает воздействие религиозных объединений на повседневную жизнь широких кругов населения; расширяется сфера религиозного образования, укрепляется его финансовая и материальная база; активизируется миссионерская и пропагандистская деятельность в Казахстане религиозных организаций из различных зарубежных стран [3].

Религиозная ситуация в Республике Казахстан в последние годы претерпела определенные изменения. Главным образом изменилась конфессиональная палитра и актуализируются некоторые проблемные вопросы в регионах страны. С возрастанием роли религии обнажились, и негативные аспекты религиозной жизни части населения. В частности, в стране увеличилось число граждан, противопоставляющих себя сложившимся устоям в светском обществе. Появились, нетрадиционные религиозные для Казахстана течения. Более того, у некоторой части верующего населения стали проявляться крайние формы агрессии и религиозного радикализма, что в совокупности стало фактором угрозы для безопасности и стабильности страны, ее граждан.

В свете возникших трендов светскому государству были адресованы основные запросы населения в части укрепления устойчивости и безопасности, обеспечения мира и согласия в обществе, а также защиты молодежи и всего подрастающего поколения казахстанцев от влияния религиозного экстремизма и терроризма.

Лидер нации – Первый Президент Казахстана Н.А Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» обозначил архиважную задачу – формировать религиозное сознание казахстанцев, соответствующее традициям и культурным нормам страны. При этом он подчеркнул, что государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма.[1].

Сегодня угрозы для республики представляют не только внешние силы, связанные с религиозным экстремизмом и терроризмом, но внутри страны. После трагических террористических актов, произошедших в 2011 и 2016 годах в Атырау, Актобе и Алматы, организаторами и исполнителями которых стали, в том числе и граждане Казахстана, стало очевидно, что общественная безопасность находится под угрозой. Факт наличия в стране религиозного экстремизма и терроризма уже не отрицает никто, также не отрицается то, что существует угроза национальной безопасности. Можно обратить внимание на мнение экспертов, которые отмечают несколько причин распространения религиозного экстремизма:

— Резкое социальное расслоение общества, формирование маргинализированных социальных групп, падение качества светского школьного образования (особенно в сельской местности);

— Увеличение числа неформальных исламских общин, не связанных с Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК), в том числе – имеющих финансовую поддержку из-за рубежа. Как правило, такие общины старались работать как раз с нижними социальными стратами (сельское население, внутренние трудовые мигранты);

— Фрагментация казахстанской уммы на этнические сектора из-за фокусирования «официального» духовенства, связанного с ДУМК только на казахоязычный слой населения, и одновременно низкого религиозного авторитета имамов-казахов среди других этнических групп (уйгуры, узбеки, татары, этносы Кавказа), появление «этнических» мечетей, лишь формально взаимодействующих с ДУМК;

— Активизация «нетрадиционных религиозных» и близких к ним по своей структуре групп в попытках проникновения во властные структуры (например, так называемые кораниты, некоторые направления суфизма), использование религии в целях политической конкуренции;

— По мере технологического развития возросли возможности для «самодеятельного экстремизма» с элементами религиозной окраски, который опирался на молодежную разочарованность, следование моде и стремление выделиться[4].

Важно отметить, что противодействие и профилактика религиозного экстремизма в Казахстане являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках противодействия религиозному экстремизму и терроризму проделывается большой пласт работы, так, например, были приняты специальные законы против экстремизма и терроризма, утверждены государственные программы «По противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 и 2018-2022 годы».

В данном направлении большая работа проводится также и организованными Комитетом по делам религий МИОР РК информационно-разъяснительными группами. Например, около 3-х тысяч специалистов по всей республике проводят мероприятия различного формата, лекции и встречи, которые прежде всего сосредоточены на такие целевые категории населения: молодежь, верующие, безработные, осужденные и члены их семей, работники частных предприятий, сферы торговли, сервиса и др.

Комитетом по делам религий в рамках своей компетенции проводится работа по реабилитации последователей деструктивных религиозных течений. Созданный в 2014 году Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» специализируется на проведении разъяснительной работы с радикально настроенными лицами.

Кроме того, проводится целенаправленная реабилитационная работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы среди лиц, осужденных за участие в террористической и экстремистской деятельности. Имеется положительный опыт работы по возвращению граждан своей страны из зон террористической активности в рамках спецоперации «Жусан» и «Русафа». Данный опыт оценен мировыми державами в.т.ч. США.

Важным направлением можно отметить профилактическую работу, проводимую с представительницами «женских жамагатов». В рамках, которой оказывается социальная поддержка. Наряду с этим, для женщин организовываются обучающие курсы, оказывается помощь в трудоустройстве и адаптации их к условиям жизни.

Отдельно необходимо упомянуть о важности работы просветительского Интернет-портала «Kazislam.kz». Портал предоставляет ежедневную информацию, связанную с вопросами религии Ислама, государственной политики Казахстана в области религии, профилактики экстремизма и терроризма в обществе.

За годы Независимости – у нас в стране открыты духовные учебные заведения, такие как университет «Нур-Мубарак», 9 медресе-колледжи, институт повышения квалификации имамов при ДУМК, Алматинская православная духовная семинария и высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви» и другие. В настоящее время функционируют всего 13 духовных учебных заведений, в которых обучаются 3381 человек.

Это, несомненно, хорошая база, где мы имеем возможность подготавливать компетентные религиозные кадры. Вместе с этим настораживающим фактом является, имея хорошую образовательную базу, некоторые наши граждане без получения базовых знаний, выезжают обучаться в зарубежные теологические учебные заведения.

Конечно же, среди зарубежных религиозных учреждений большинство сертифицированы, но нельзя отрицать тот факт, что имеются и сомнительные институты, где могут даваться искаженные понятия, которые могут формировать радикальные настрои у обучающихся. Нужно обозначить, что сегодня в Казахстане созданы условия для обеспечения доступа к получению высшего религиозного образования.

Например, от МОН, а также от местных исполнительных органов выделяются образовательные гранты для отечественных студентов. Подготовка кадров в сфере религии осуществляется по специальностям «Исламоведение», «Религиоведение» и «Теология». На 2019-2020 учебный год по данным специальностям было выделено около 500 государственных образовательных грантов. Кроме того, при Университете «Нур-Мубарак» действует «Институт переподготовки специалистов по профилактике экстремизма».[4].

Одним из важных приоритетов государства явилось межконфессиональное согласие. Несмотря на абсолютное юридическое равенство всех конфессий Казахстана, реально в центре этой конфигурации находятся наиболее крупные религии Казахстана – ислам и православие, которые в своем взаимодействии и обеспечивают, по существу, межконфессиональную стабильность в стране. Именно на основе этой стабильности, как на стержне, выстраиваются отношения между всеми конфессиями Казахстана, включая ислам и православие.

Казахстан одним из первых среди субъектов международного права взял на себя ответственность и на деле начал заниматься продвижением диалога между лидерами различных мировых и традиционных религий и конфессий. Регулярное проведение Съездов лидеров мировых и традиционных религий с 2003 года, стал дискуссионной площадки, позволяющей вести межрелигиозный и межконфессиональный диалог в исключительно конструктивном формате.

Как видно из описания казахстанской модели межконфессионального согласия можно видеть, что система межконфессиональных отношений в Казахстане в целом достаточно стабильна. Но, вместе с тем, эту стабильность надо сохранять, надо сознательно ее поддерживать, так как идущие в стране и в мире процессы не всегда способствуют сохранению стабильности; очень многие из этих процессов, напротив, имеют дестабилизирующее влияние.

Ряд крупных зарубежных и отечественных экспертов в области геополитики обращают внимание на нарастание общей нестабильности в мире, причем нестабильность эта, по мнению экспертов, носит стратегический, глобальный характер. В этой связи возникает закономерный вопрос о том, как в этих новых условиях можно поддержать устойчивость межконфессионального согласия.

Во-первых, это означает, что и государству и религиям необходимо сохранять имеющиеся достижения в этой сфере и не делать опрометчивых шагов, способных разрушить межконфессиональный мир.

Вместе с тем, во-вторых, это означает, что Республика Казахстан имеет право изменять различные элементы своего законодательства сообразно меняющейся социально-политической ситуации в стране; это касается и законодательства в государственно-конфессиональной сфере.

В-третьих, любой Закон не должен стать дискриминационным, не должны ущемляться права верующих. Поэтому изменения и дополнения должны быть взвешенными и обоснованными. Поэтому основные вопросы, стоящие перед страной – укрепление религиозной толерантности, мониторинг деятельности религиозных организаций нетрадиционного толка, прозелетической деятельности миссионерских религиозных организаций, для принятия мер против проникновения экстремизма и терроризма и формирование позитивного развития межконфессиональных отношений.

Действенный способ борьбы с религиозным экстремизмом — религиозное просвещение. Человек, хорошо знающий свою религию, никогда не позволит вовлечь себя в организацию подобного типа. Правовое воспитание подрастающего поколения основывается на законах, но не всегда эти законы срабатывают. Поэтому главная задача государственных органов – воспитывать устойчивый иммунитет к религиозным организациям откровенно деструктивного направления. Давая им навыки, формирующие гражданскую сознательность и знание законов. Средства массовой информации особенно в современных условиях электронные (социальные сети) призваны помочь обществу формированию атмосферы взаимного интереса, диалога, что, в конечном счете, является необходимой предпосылкой его стабильного развития.

Б.Р. ШЕРИЯЗДАНОВ,

ведущий научный сотрудник

Института истории государства

КН МОН РК,

кандидат политических наук

Список использованных источников:

  1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» электронный ресурс: https://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-(Дата обращения 02.09.2020)
  2. Материалы по основным вопросам религии: В помощь лектору. / Для использования в работе с целевой группой государственных служащих, сотрудников государственных учреждений // Сборник – Астана: КДР МКС РК РК, 2016. – 269 с.
  3. 3. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Казахстан. Методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и силовых структур. – Астана: МЦКР, 2016. – 136 с.
  4. Статья Ш. Пулатов, «Актуальной остается угроза религиозного экстремизма» https://kazislam.kz/aktual-noj-ostaetsya-ugroza-religioznogo-ekstremizma от 08.12.2020
  5. Статья «Казахстан оказался на 90-м месте в рейтинге по личной свободе» https://kazislam.kz/kazahstan-okazalsya-90-m-meste-v-rejtinge-po-lichnoj-svobode/, 02. 02. 2021 г.
Тэги: принципы светскостирелигиясветскость
Поделиться22Твитнуть14Поделиться3Поделиться

Похожие записи

Образованность — щит нации
Видео

Образованность — щит нации

25.09.2025
Светское образование — фундамент будущего Казахстана
Видео

Светское образование — фундамент будущего Казахстана

21.08.2025
Загрузить еще
Следующий пост

Некоторые аспекты психологической и теологической реабилитации

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения
Новости

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения

05.12.2025
Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов
Избранное

Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

05.12.2025
Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса
Избранное

Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00