Психологическое консультирование мусульман – это профессиональная психологическая помощь с использованием знаний об особенностях веры клиента, значимых для его личности: его религиозных взглядов и убеждений, сакральных историй и преданий, а также традиций и обычаев его народа или той этнической группы, с которой идентифицирует себя веритель.
На сегодняшний день есть целенаправленные и, даже можно отметить, довольно успешные попытки выделить данное направление психологической работы в отдельное направление, как исламскую психологию. За рубежом в означенном направлении осуществляет свою деятельность Международная Ассоциация исламской психологии, основателем и президентом, которой является один из наиболее известных психологов-мусульман – эксперт Всемирной организации здравоохранения, профессор, доктор психологии, Малик Бадри (Судан, г. Хартум) [1].
В Российской Федерации достаточно успешно функционирует «Ассоциация психологической помощи мусульманам», основателем которой является Павлова О.С., кандидат педагогических наук, доцент (Россия, Москва) [2].
В северном Казахстане (г. Петропавловск) такую помощь люди получают в КГУ «Центр общественного развития и информации».
Ислам – это многогранная и мудрая религия, со своими уложениями, обычаями и принципами. Ислам – это не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни. Исламские каноны регламентируют навыки поведения, бытовые привычки, все, что относится к понятию «шариат», которые существенно влияют на особенности психологии приверженцев ислама.
Специфика мусульманского сообщества, или уммы, характеризуется некоторой закрытостью, поэтому для соблюдающего, или, как сейчас принято говорить в среде специалистов, работающих в сфере религии в Республике Казахстан, практикующего мусульманина, очень важным вопросом является установление доверия психолога-консультанта с мусульманином.
При этом надо отметить, что, конечно же, наибольшее доверие вызовет консультант-психолог, идентифицируемый у клиента с его религией. Из личной практической деятельности авторов настоящей статьи известно, что в начале консультирования клиент, как правило, сразу спрашивает психолога: «мусульманин ли ты?» Также следует заметить, что использование фактора веры в ходе психологического консультирования существенно повышает эффективность самого консультирования!
Для примера можно привести практические рекомендации мусульманского психолога Д. Лариной [3] о принципах работы с точки зрения Ислама, которая утверждает, что практически во всех своих консультациях с мусульманами опирается на религиозные источники – Коран и хадисы, потому что, разъясняя проблему в контексте Ислама, легче донести до людей их слабые стороны, поддержать человека в сложной ситуации. Это дарит им надежду на скорейшее благополучное решение сложностей.
Религиозность и религиозная вера действительно являются мощной основой психологической устойчивости личности мусульманина или вообще верующего человека. Здесь можно отметить, что авторы настоящей статьи, работая в сфере религии, неоднократно убеждались в правильности этого утверждения, и считают, что верующие люди более стрессоустойчивы, чем неверующие, потому что они опираются на свои религиозные убеждения, например, такие – «на все воля Аллаха», что помогает легче и адаптивнее переживать какие-то стрессовые ситуации.
Это подтвердили и участники прошедшего в 2018 года в г. Стамбул, Турция, Международного конгресса [2] по теме духовного консультирования, в котором, принимали участие психологи, представляющие различные религиозные конфессии. Ими было отмечено, что религиозный фактор имеет значительный потенциал для изучения и применения именно в рамках психологического консультирования в таких сферах, как семейная терапия, реабилитация, ресоциализация заключённых и членов их семей.
Данное направление представляется новым, а поэтому особенно интересным и перспективным в свете актуальности и важности работы по дерадикализации приверженцев деструктивных исламистских течений и организаций.
Кстати, хочется отметить, что один из авторов настоящей статьи, психолог Оразов Т.С., позиционирует себя, как специалист психолог-реабилитолог именно в этом направлении, т.е. в реабилитационной и профилактической психологической работе с лицами, осужденными за совершение преступлений в сфере религиозно мотивированного экстремизма и терроризма.
Также следует обратить внимание на еще одну немаловажную особенность исламской психологии. Так М. Бадри [1] критично оценивает и психоанализ Фрейда, и бихевиоризм, которые относятся к человеку как к субъекту с исключительно материалистической мотивацией поведения, кратко излагая которую можно следующим образом – это «психология без души».
Взгляды мусульманских ученых на психологию исходят из представлений ислама о человеке, который наделен двойственной природой: физической и духовной, сочетая в себе плоть («бадан») и душу («нафс») и, здесь необходимо отметить, духовный аспект является важнейшим в человеке, что может быть легко понято и принято психологом-консультантом, так как это является для него одним из важнейших постулатов, ведь психология – это наука о душе!
На основании вышеизложенного, приходим к выводу о том, что работая в сфере консультирования религиозных людей, психологи-консультанты должны в той или иной степени разделять убеждение клиентов о важности духовности, особенно в религиозной сфере.
Олег СИНЯКОВ,
магистр религиоведения, аспирант Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, эксперт-аналитик КГУ «Центр общественного развития и информации», г. Петропавловск
Тулеген ОРАЗОВ,
психолог КГУ «Центр общественного развития и информации», г. Петропавловск
Список литературы
- Бадри М. Теория и практика исламской психологии / под ред. О.С. Павловой, В.С. Полосина. М.: АНО НПЦ «Аль Васатыя – умеренность», 2018. 268 с.
- Павлова О.С Психологическое консультирование мусульман: анализ зарубежных источников. Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2018. Том 7. № 4. С. 46—55. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: doi: 10.17759/jmfp.2018070406 ISSN: 2304-4977 (online). Дата обращения 30.05.2020.
- Мусульманский психолог Диляра Ларина: «Счастье семьи — в женских руках». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.info-islam.ru/publ/stati/zhenshhiny/musulmanskij_psikholog_diljara_larina_schaste_semi_v_zhenskikh_rukakh/9-1-0-27615. Дата обращения 30.05.2020.