Как известно в конце 2019 – 2020 года, неожиданно для себя мы столкнулись с быстрым распространением нового вида коронавирусной инфекции, получившей название COVID-19.
Инфекция приобрела размах пандемии, стремительно охватив фактически все страны земного шара. Она буквально ввергла в коллапс практически все стороны жизнедеятельности государств и сообществ.
Пандемия COVID-19 по-разному повлияла на религии и общины, включая отмену или ограничение общественных и личных религиозных практик, закрытие храмов, мест паломничества. Многие религиозные организации стали проводить обряды в прямом эфире.
Ритуалы жизненного цикла человека, такие как его рождение, смерть, часто связаны с религиозными корнями; и здесь мы тоже наблюдаем определенные изменения.
С учётом новых факторов в 2020 году Центр исследования проблем религий г.Нур-Султан исследуя религиозную ситуацию в столице провел социологическое исследование на тему: «Оценка религиозной ситуации с учетом влияния пандемии». Проводимые ежегодные исследования, в рамках исполнения п.1 статьи 5 отраслевого Закона от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», направлены на изучение религиозной ситуации в столице.
Возникают целые пласты общественной и личной жизни человека, связанные с религией и условиями пандемии, окончание которой еще непредсказуемо. В связи с этим, множество вопросов требует внимательного рассмотрения. Целью исследования являлась оценка религиозной ситуации в г.Нур-Султан с учетом влияния пандемии.
Основными задачами исследования стали:
1) определение уровня религиозности и конфессиональных ориентаций граждан Казахстана;
2) влияние карантинных мер на состояние религиозной ситуации в столице;
3) определение состояния отношений между представителями различных конфессий и религиозных течений;
4) определение уровня терпимости и межконфессионального согласия среди жителей г.Нур-Султан, с учетом влияния пандемии и др.
Для изучения религиозной ситуации в столице Казахстана в массовом опросе приняло участие 500 респондентов, на основе репрезентативной выборки в соответствии с численностью населения на территории 4 районов г.Нур-Султан («Алматы», «Сарыарка», «Байконур», «Есиль»).
Опрос проводился в соответствии с заданными правилами на основе анкетирования респондентов методом «face-to-face». Сбор информации был осуществлен в сентябре-октябре 2020 г.
Анализ ответов респондентов свидетельствует о высоком уровне религиозности жителей г.Нур-Султан – совокупно порядка 85,6%. Фактически, это номинальная религиозность, так как из них только 9,8% респондентов ответили, что соблюдают все религиозные обряды и предписания. Наибольшее число опрошенных – 43,6% сообщили о проведении религиозных обрядов только по праздникам. 32,2% респондентов отметили, что считают себя верующими, но не соблюдают религиозных предписаний.
О скептическом отношении к вопросам веры заявили 5,6% опрошенных, 4,6% причислили себя к атеистам, 2% заявили, что являются противниками религии, 2% сообщили о наличии веры, однако не причислили себя ни к одной религиозной организации. 2% респондентов затруднились ответить (диаграмма 1).
Среди верующих респондентов преобладают граждане, исповедующие ислам – 80,9%. 14,1% опрошенных на вопрос об их вероисповедании отметили православие. По остальным вариантам ответа (буддизм, иудаизм, католицизм, протестантизм и др.) процентное содержание количества респондентов не превысило 1%.
Необходимо отметить, что причисление респондентов к какой-либо религии преимущественно явилось результатом исповедания членами семьи данной веры – 59,5%. То есть больше половины верующих являются таковыми в силу традиционной принадлежности к религии как семейной ценности. Осознанный характер выбора вероисповедания отметили 24,6% респондентов. 5% опрошенных сообщили о влиянии окружения (друзья, коллеги и др.) на выбор религии, 3,6% стали последователями определенной веры вследствие нахождения духовного наставника.
В отношении религиозных праздников — 32,8% регулярно их отмечают. Помощь неимущим посредством садака, подаяний или милостыни регулярно осуществляют 17,8% респондентов (таблица 1).
Непостоянный характер чтения религиозной литературы отмечается у 53,1% респондентов («иногда» — 23%, «редко» — 30,1%). 67,5% время от времени (27,6% и 39,9%) проводят разговоры с родственниками и друзьями на религиозные темы, 58,6% респондентов (36,7% и 21,9%) нерегулярно празднуют религиозные праздники, 53,3% (21,6% и 31,7%) изредка смотрят религиозный медиа контент, 73,9% опрошенных (43,1% и 30,8%) оказывают помощь неимущим только по возможности (таблица 1).
Таблица 1.
Как часто Вы выполняете следующие действия?(2/2) | Разговоры с родственниками и друзьями на религиозную тему | Празднование религиозных праздников | Просмотр религиозных теле/радио передач и интернет-видео) | Помощь неимущим (садака, подаяние, милостыня) |
Регулярно | 8,7% | 32,8% | 5,2% | 17,8% |
Иногда | 27,6% | 36,7% | 21,6% | 43,1% |
Редко | 39,9% | 21,9% | 31,7% | 30,8% |
Никогда | 23,5% | 8% | 41% | 8,4% |
Нет ответа | 0,5% | 0,7% | 0,5% | — |
По результатам социологического опроса уровень удовлетворенности жителей г.Нур-Султан предпринимаемыми в стране мерами по борьбе с коронавирусом составил 48%, из них наибольший уровень удовлетворенности зафиксирован в районах «Алматы» (61,8%) и «Байконур» (50,8%). В районах «Сарыарка» и «Есиль» уровень удовлетворенности составил по 38,8%.
Порядка 50% респондентов отметили влияние карантинных мер на религиозную ситуацию в г.Нур-Султан. Также преимущественное количество респондентов – 72% выразили согласие в отношении правильности введения ограничений во время карантина на религиозные обряды (в том числе, запреты на посещение и проведение общих богослужений в мечетях, храмах, молитвенных домах). Несмотря на утверждение 34,2% респондентов об усилении веры в трансцендентные силы из-за Covid-19, 57,4% не согласились с данным тезисом. На вопрос об оценке деятельности религиозных организаций в условиях пандемии 43,4% опрошенных, положительно высказавшись, отметили наличие помощи гражданам, при этом 35,8% респондентов выразили несогласие с данным утверждением (таблица 2).
Таблица 2.
Согласны ли Вы со следующими утверждениями? | Карантинные меры значительно повлияли на религиозную ситуацию в столице | Ограничения во время карантина на религиозные обряды, в том числе, запреты на посещение и проведение общих богослужений в мечетях, храмах, молитвенных домах, правильны | Моя вера в Бога (Аллаха, Высшие силы) из-за Covid-19 усилилась | Религиозные организации, священнослужители в условиях пандемии хорошо работали и помогали людям |
Согласен | 15,8% | 29% | 9% | 8,4% |
Скорее согласен | 34,2% | 43% | 25,2% | 35% |
Скорее не согласен | 28% | 18,8% | 33,2% | 24,6% |
Не согласен | 19% | 7,2% | 24,2% | 11,2% |
Затрудняюсь ответить | 3% | 2% | 8,4% | 20,8% |
Казахстан исторически является полиэтническим и поликонфессиональным государством, политика которого направлена на всестороннее поддержание мира и согласия между представителями различных культур и религий.
Так по результатам изучения ответов респондентов о приемлемости для них проживания в обществе с людьми, исповедующими другую веру, следует отметить, что только 10% высказались негативно, 80% положительно оценили многоконфессиональный состав населения страны (диаграмма 2).
Подводя итоги необходимо отметить, что результаты социологического опроса свидетельствуют о преобладании мнения (71%) о стабильности религиозной ситуации в г.Нур-Султане (диаграмма 8). Наибольшее количество респондентов районов «Алматы» – 88,8% и «Есиль» – 86,2% оценили религиозную ситуацию в столице как благополучную, значительно меньшее количество респондентов районов «Сарыарка» (56,2%) и «Байконур» (53,7%) выразили аналогичное мнение (таблица 3).
Таблица 3.
Как Вы оцениваете текущую религиозную ситуацию в г.Нур-Султан? | ||||
Район «Алматы» | Район«Байконур» | Район «Сарыарка» | Район «Есиль» | |
Как благополучную | 36,6% | 9,8% | 9,9% | 37,1% |
Скорее как благополучную | 51,9% | 43,9% | 46,3% | 49,1% |
Скорее как неблагополучную | 3,8% | 31,8% | 18,2% | 3,4% |
Как неблагополучную | 5,3% | 4,1% | 3,4% | |
Затрудняюсь ответить | 7,6% | 9,1% | 21,5% | 6,9% |
В качестве причин стабильности религиозной ситуации респонденты преимущественно озвучивали «исторически сложившийся характер добрососедских отношений» (33,3%) и «чувство толерантности, присущее казахстанскому обществу» (26,7%).
Порядка 18% респондентов в вариантах ответов выделили «продуманную государственную политику» (18,4%) и «отлаженную систему предупреждения угроз экстремизма сотрудниками правоохранительных органов» (18,6%).
В целом, Центр аккумулировал основные выводы по итогам проведенного социологического опроса и направил рекомендации и предложения по улучшению религиозной ситуации в г.Нур-Султан в соответствующие заинтересованные государственные органы.
Центр исследования проблем религий г.Нур-Султан