Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Вопрос светскости в системе образования

20.10.2020
в Государство и религия
0
813
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Сегодня уже никто не спорит с тем, что вопрос светскости в современной системе образования является одним из важных. Если термин «светскость» прописан в Конституции, то, как гарантирует законодательство страны, в него входит и система образования.     

Тем не менее, надо признать, что, в этих документах понятие «светскости образования» раскрывается не в достаточной мере, поэтому в нашем обществе в свете гуманистического и духовного воспитания подрастающего поколения, данный вопрос поднимется часто.

Важные особенности светскости находят отражение в таких явлениях, как отделение государства от религиозных объединений, независимость социальной и официальной легитимности от религиозных принципов, отсутствие в государстве обязательной религии, независимость государства и государственно-правовых отношений от религиозных правил, требований, давлений и т.д.

Самое главное – государство, руководствуясь принципами светскости, обеспечивает свободную деятельность в рамках закона всех религий в обществе и их равноправие перед законом. 

В этом свете весьма важно обеспечение принципов светскости в системе образования.

Светскость в образовании характеризуется независимостью системы образования от правил, требований и давлений со стороны религии,  а также ее неподчинением религиозным объединениям.    

Это говорит о том, что в государственной образовательной программе не допускаются проведение религиозных обрядов и пропаганды религии.

Межрелигиозный диалог: зачем он нужен миру сегодня

Межрелигиозный диалог: зачем он нужен миру сегодня

24.11.2025
Казахстан на пути дальнейшего совершенствования межконфессионального диалога

Казахстан на пути дальнейшего совершенствования межконфессионального диалога

20.11.2025

В связи с этим, нужно сказать о предоставлении возможности в общеобразовательных школах ввести предмет о религии. Это, с одной стороны, позволит школьникам овладеть базовыми знаниями о религии, с другой – позволит предотвратить попытки внедрения в школьную программу изучение какой-либо определенной религии или религий в общем.

Как показывает опыт ряда стран, внедрение в образовательную систему изучение основ доминирующей в обществе религии зачастую становится причиной конфликтов и противоречий. В качестве примера можно привести известное дело «Фольгере и другие против Норвегии», когда в Европейский Суд по правам человека поступило заявление о насильном обучении детей основам религии. Основой для столь громкого процесса послужило обращение ряда родителей школьников, которые были не в силах отказаться от предмета по изучению основ христианства.

В этой стране до 1997 года родители могли для своих детей выбирать для изучения в школе философию или историю христианства. Европейский Суд, рассмотрев, что в Норвегии евангелистско-христианская церковь обладает государственным статусом, и в государстве, где церковь не отделена от государства, в школах отдавалось предпочтение изучению христианству, посчитало, что это создает определенные трудности для других религий и религиозных меньшинств.

29 июня 2007 года Европейский Суд по правам человека принял резолюцию против преподавания в школах Норвегии религиозного предмета в качестве обязательного, и вынес определение о том, что преподавание предмета «Христианство, его знание и жизнь» нарушает статью 2 Европейской Конвенции по правам человека. Данное решение суда нашло большую поддержку среди жителей страны, по мнению которых государственная система образования не может использовать школы в религиозной пропаганде.

В связи с этим нужно отметить, что и в нашей стране отдельно взятые граждане выражают свои позиции касательно введения в учебную программу общеобразовательных школ специальный предмет по изучению религии. Но порождает сомнение уместность его введения. Также не стоит упускать из виду, что в Казахстане государство и религия отделены друг от друга и система образования светская.  

Если исходить из того, что человек учится на ошибках других, то помимо вышеописанного примера Норвегии, можем опираться на опыт соседней России, где в средних школах в целях религиозно-гуманистического воспитания внедрен предмет о религии.

В российских школах это началось в 2000-х годах, и в 2007 году достигло своего апогея. В это время несколько академиков написали письмо Президенту России, где указали, что ряд заинтересованных групп, в обход Конституции, всячески способствуют изучению в школах религии.

Но в 2012 году государство, придерживаясь одностороннего общественного мнения, ввело в школьную программу предмет «Культуры религии и основы светской этики». В рамках предмета родители учеников 4 классов должны были выбрать один из следующих шести модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы православной культуры», «Основы иудаизма», «Основы ислама» и «Основы буддизма». И что самое интересное – по результатам анкетного опроса, проводимого в течение нескольких лет в регионах, где подавляющее большинство проживающих составляют русские, 33-38% из них выбрали «Основы православной культуры», 40-45% –  «Основы светской этики» и 18-19% – «Основы мировых религий».

Это с одной стороны показало, что родители русских школьников не изъявляют большого желания обучить своих детей православию, и с другой стороны свидетельствует о том, что российское общество предпочитает не вмешивать религию в государственную систему образования.

Как показывают опыты Норвегии и России, в современных странах, идущих по демократическому пути развития, введение в школьную программу предметов по изучению религии не находит поддержки, как со стороны родителей учащихся, так и со стороны общества в целом. И это понятно, потому что очевидно, что в демократических государствах, где есть большие возможности для вероубеждений, навязывание религии школе не является решением проблемы.

Поэтому в нашей стране следует положить конец предложениям о введении ислама в школьную программу как отдельного предмета. Предмет «Светскость и основы религиоведения», преподаваемый в 9 классах общеобразовательных школ, способен в полной мере ответить на основные вопросы о религии.

А для молодых людей, желающих глубже изучить религию, при мечетях есть специальные обучающие курсы. Также желающие по окончании 9 класса могут получить религиозные знания в соответствующих религиозных учебных заведениях.  

По причине светскости системы образования массу вопросов и разногласий порождает вопрос единой школьной формы для всех учащихся. Это вопрос о хиджабе.

Отдельно взятые граждане заставляют своих детей одеваться согласно религиозным предписаниям, таким образом противореча принципам светскости государства. В Законе страны «Об образовании» указано, что основными принципами политики в сфере образования являются светскость, гуманизм и прогрессивность, а также, что в школах запрещена деятельность религиозных объединений и в организациях образования необходимо придерживаться единой утвержденной формы одежды.

Требования по соблюдению формы одежды, на которой отсутствует религиозная атрибутика, полностью соответствуют принципам светскости государственного строя Республики Казахстан и задачам общеобразовательных школ. Поэтому некоторые религиозные граждане должны понимать, что законодательные нормы государства обязательны для представителей всех конфессий, а эти требования не ограничивают религиозные права учащихся и не задевает их религиозные чувства.   

В числе таких проблемных вопросов можно отметить и тот момент, когда некоторые учащиеся по религиозным соображениям отказываются ходить в школу по субботам.

В общем, религиозные граждане должны четко понимать, что сфера образования страны регулируется не религиозными нормами, а светскими законами, потому что эти требования направлены сохранение и обеспечение прав, общих для всех людей.  

Они должны помнить, что их необоснованные требования касательно формы школьной одежды и отдельных предметов, в конечном счете, могут принять серьезный оборот и для государства, и для религии, и для народа. Самое верное здесь – сохранить отношения между требованиями светского государства и религиозными принципами, перестать их противопоставлять.

Мейрам ИМАНБАЕВ

Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ

Тэги: государство и религиясветскость
Поделиться20Твитнуть12Поделиться2Поделиться

Похожие записи

Вера или обман?
Избранное

Вера или обман?

21.04.2025
Что такое «пассивная светскость» и почему она важна для Казахстана
Интервью

Что такое «пассивная светскость» и почему она важна для Казахстана

28.12.2023
Загрузить еще
Следующий пост

Святыню в мечети Пророка открыли для посещений

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00