Традиции и обычаи применяются в мусульманском законодательстве как доводы в решении некоторых проблем и признаны в этом качестве мусульманскими правоведами. Некоторые представители ханафитского мазхаба отмечали, что обычаи, не противоречащие шариату, рассматриваются как законные доказательства. С этой точки зрения ученые, изучающие основы фикха, приводили аят из Священного Корана: «Будь снисходителен, вели по обычаю, и отвернись от невежд».
А также приводят в виде доказательства риуаят от Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах):
«То, что угодно мусульманам, угодно Аллаху, то, что не угодно мусульманам, не угодно Аллаху».
Ученый ханафитского мазхаба Ибн Абидин в своей книге «Укуд расм аль-муфти» пишет:
Для обычая есть место в шариате,
И выносятся вердикты согласно ему.
Представитель маликитского мазхаба Ибн Асим аль-Андалуси в своей книге «Муктада аль-усуул ила илм аль-усуул» говорит так:
Обычаи – вещи, понятные людям,
Из традиций выбери, подобные им.
Если смысл их не будет противоречить
Значит, в шариат войдут оба они.
Условия применения традиций в шариате
Знатоки фикха определили главные требования к применению традиций в шариате. Главные из них следующие:
- Не должны противоречить Священному Корану, Сунне и Консенсусу мусульманских ученых.
- Традиции должны быть широко распространены среди народа во время вынесения вердикта. В сущности, традиции обычно подвергаются изменениям. Традиции и обычаи, которые были в прошлом, а потом исчезли, шариатом не используются.
- Рассматриваемые традиции должны быть широко распространены и привычны простому народу. Потому что традиции среди некоторых (определенных) лиц не имеют законной силы.
Традиции и обычаи – арбитры при решении проблем
В юридико-богословской науке фикх есть законное правило «аль-ада мухаккама» для определения юридического характера действий в разнообразной сфере повседневной жизни мусульманина. Значение выражения «традиции и обычаи – арбитры при решении проблем» говорит о том, что в случае отсутствия конкретных доказательств, выносится решение согласно обычаям и традициям, распространенным среди людей. Это правило является одним из важнейших правил, выведенных и поддержанных учеными фикха(факихами).
Различие между ижма и урф
Урф и ижма являются источниками шариата. Однако иджма как основа шариата имеет преимущество перед урфом. Так как ижма совместное решение ученых-муджтахидов в результате скрупулезного и глубокого изучения определенного вопроса, а урф — сложившаяся традиция. Урф известен ученым и простым мусульманам. Ижма выводится путем консенсуса — общего согласия шариатских ученых, а урф -это обычные действия, широко распространенные среди людей.
Изменения фатвы согласно изменениям традиций
Традиции и обычаи — это явление, которое с изменением времени, меняется и развивается. Поэтому ученые, занимающиеся фикхом, отмечают, что некоторые второстепенные законоположения могут меняться согласно сложившимся традициям и новому времени. Именно поэтому от шариатского ученого, издающего фатвы по различным вопросам, требуется полная осведомленность в вопросах традиций и культуры в районе его проживания.
Например, согласно сложившейся обстановке, заработную плату служащим мечети, имамам, муэдзинам и учителям можно выдавать из пожертвований. Данное решение принято согласно нынешним обстоятельствам. Потому что в прошлом в мусульманских странах заработная плата служащих мечетей выделялась из байтуль-мал — государственной казны.
Так как в настоящее время подобного правила не существует, зарплату религиозным деятелям вынуждены давать из средств, поступивших в виде пожертвований. В связи с изменениями денежных средств и их названий, изменениями меры весов ранние фетвы переписываются.
Сегодня люди могут не понимать смысл слов «динар», «дирхем», поскольку у нас применяется денежная единица «тенге». Вместо «кадак», «саг», «пут», «муд», «батпан» применяются «грамм», «килограмм».
Изменение богословских решений согласно требованию времени доказывает, что шариат является универсальной законодательной системой, развивающейся вместе со временем.
Из книги «Религия и традиции»