Гостеприимство – исконное качество казахов. Российский исследователь Виктор фон Герн в конце XIXвека об этом писал так: «Казахи до сих пор удивляют дружелюбием, добродушием и гостеприимством. Это доброе качество у них в крови».
Гость, вошедший в дом казаха, будет под его защитой и покровительством. Посетивший Казахстан в XIX веке, исследователь Ф. фон Хельвалд пишет: «Киргиз-кайсаки добрые, гостеприимные. Любой чужестранец, расположившийся в их юрте, может спать спокойно, не опасаясь ни грабежа, ни убийства».
Казахская щедрость, широта – неразрывная традиция, идущая от наших предков-кочевников. После прихода Ислама эта традиция в Степи лишь укрепилась и приняла мусульманский оттенок. Бесценные аяты, завещание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), слова сподвижников детально определили правила добродетели, объяснив, что ее истинной целью является получение прощения и награды у Аллаха.
В качестве примера щедрости казахи упоминают Атымтая-щедрого. Прообраз данного героя существует в арабской традиции. Это некто Хатим ат-Таи или Хатим из племени Таи.
Арабы приводят его в качестве примера щедрости. Образ, пришедший с Исламом, прижился в Степи, был принят казахами и стал собственным. Назвав Хатима ат-Таи на свой лад Атымтаем, со временем все забыли о том, что этот персонаж заимствованный. Так и остался Атымтай в поговорках казахов.
Для казахского народа, обитавшего на бесконечных просторах, гостеприимство имело особое значение. В каждом доме хранилось заранее приготовленное угощение для гостей. Эта традиция до сих пор присутствует в казахских домах. Угощение для гостя всегда готово. Прием гостя для казахов превратился в закон. Раньше при неоказании достойного почета гостям, хозяин дома получал наказание от судьи. Основы такого почитания гостя ведут свое начало из Ислама.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто верует в Аллаха и в Судный день пусть оказывает почести гостям и хорошо их принимает». (Передали Бухари, Муслим)
Со слов Укбы ибн Амира (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет добра у человека, не принимающего гостей». (Передал Ахмад)
Казахи разделяли гостей на четыре категорий – «приглашенный гость», «гость от Бога», «гуляющий гость» и «глотающий гость». Причем «гость от Бога» — это человек, незнакомый хозяину дома. Хозяин очага тепло принимал абсолютно незнакомого человека, назвавшего себя «гостем от Бога».
Среди народных поговорок встречаются и понятия, обозначающие значимость гостей, такие как «Один из сорока гостей святой Хыдыр», «Гость приходит — благодать в дом с собой приводит». Несмотря на то, что человек незнакомый, его усаживали на почетное место в юрте и оказывали уважение.
У казахов не было определенного срока приема гостей. Приглашенные гости могли находиться в гостях неделями, месяцами. А правило «гость до трех дней» наверняка относилось к «гостю от Бога». До истечения этого срока не спрашивали о цели визита путника. Несомненно, что данное правило было взято из религии. Это доказывает следующий риуаят.
Со слов Абу Шурайха Хуайлид ибн Амра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть воздаст должное гостю». Когда сподвижники спросили: «А как воздать должное?», Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «День и ночь. Принимайте гостей три дня, если больше, то это милостыня от хозяина». (Передали Бухари и Муслим)
Прием гостя в доме ансара
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), однажды один человек пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал, что он голоден. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел было поручить одной из жен накормить его, но она сказала: «Клянусь Аллахом, дома ничего нет, кроме сырой воды. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел направить гостя к другой жене, но получил такой же ответ.
Таким образом выяснилось, что в доме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нет условий для приема гостя. В конце концов, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к сподвижникам и спросил: «Кто из вас может принять его как гостя?».
Тогда один из ансаров встал и сказал: «О, Пророк, я его приму в качестве гостя». Затем пошел к своей жене и спрашивает: «Есть что-нибудь дома?». Та отвечает: «В доме нет ничего, кроме самой малости для детей».
Муж говорит жене: «Отвлеки детей чем-нибудь. Когда гость войдет в дом, потуши свечу и сделай вид, что мы что-то едим. Когда гость станет есть, зажги свечу».
В итоге, они отдали все, что имели гостю. Довольный гость даже не узнал, что в доме ничего нет. Когда утром этот ансар подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), осведомленный по воле Аллаха о том, что произошло ночью, сказал: «Аллах был поражен тем, что вы с супругой сделали для гостя» и поздравил с вознаграждением его благородного поступка. (Передали Бухари и Муслим)
Из книги «Религия и традиция»
Гостеприимство – исконное качество казахов. Российский исследователь Виктор фон Герн в конце XIXвека об этом писал так: «Казахи до сих пор удивляют дружелюбием, добродушием и гостеприимством. Это доброе качество у них в крови».
Гость, вошедший в дом казаха, будет под его защитой и покровительством. Посетивший Казахстан в XIX веке, исследователь Ф. фон Хельвалд пишет: «Киргиз-кайсаки добрые, гостеприимные. Любой чужестранец, расположившийся в их юрте, может спать спокойно, не опасаясь ни грабежа, ни убийства».
Казахская щедрость, широта – неразрывная традиция, идущая от наших предков-кочевников. После прихода Ислама эта традиция в Степи лишь укрепилась и приняла мусульманский оттенок. Бесценные аяты, завещание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), слова сподвижников детально определили правила добродетели, объяснив, что ее истинной целью является получение прощения и награды у Аллаха.
В качестве примера щедрости казахи упоминают Атымтая-щедрого. Прообраз данного героя существует в арабской традиции. Это некто Хатим ат-Таи или Хатим из племени Таи.
Арабы приводят его в качестве примера щедрости. Образ, пришедший с Исламом, прижился в Степи, был принят казахами и стал собственным. Назвав Хатима ат-Таи на свой лад Атымтаем, со временем все забыли о том, что этот персонаж заимствованный. Так и остался Атымтай в поговорках казахов.
Для казахского народа, обитавшего на бесконечных просторах, гостеприимство имело особое значение. В каждом доме хранилось заранее приготовленное угощение для гостей. Эта традиция до сих пор присутствует в казахских домах. Угощение для гостя всегда готово. Прием гостя для казахов превратился в закон. Раньше при неоказании достойного почета гостям, хозяин дома получал наказание от судьи. Основы такого почитания гостя ведут свое начало из Ислама.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто верует в Аллаха и в Судный день пусть оказывает почести гостям и хорошо их принимает». (Передали Бухари, Муслим)
Со слов Укбы ибн Амира (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет добра у человека, не принимающего гостей». (Передал Ахмад)
Казахи разделяли гостей на четыре категорий – «приглашенный гость», «гость от Бога», «гуляющий гость» и «глотающий гость». Причем «гость от Бога» — это человек, незнакомый хозяину дома. Хозяин очага тепло принимал абсолютно незнакомого человека, назвавшего себя «гостем от Бога».
Среди народных поговорок встречаются и понятия, обозначающие значимость гостей, такие как «Один из сорока гостей святой Хыдыр», «Гость приходит — благодать в дом с собой приводит». Несмотря на то, что человек незнакомый, его усаживали на почетное место в юрте и оказывали уважение.
У казахов не было определенного срока приема гостей. Приглашенные гости могли находиться в гостях неделями, месяцами. А правило «гость до трех дней» наверняка относилось к «гостю от Бога». До истечения этого срока не спрашивали о цели визита путника. Несомненно, что данное правило было взято из религии. Это доказывает следующий риуаят.
Со слов Абу Шурайха Хуайлид ибн Амра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть воздаст должное гостю». Когда сподвижники спросили: «А как воздать должное?», Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «День и ночь. Принимайте гостей три дня, если больше, то это милостыня от хозяина». (Передали Бухари и Муслим)
Прием гостя в доме ансара
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), однажды один человек пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал, что он голоден. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел было поручить одной из жен накормить его, но она сказала: «Клянусь Аллахом, дома ничего нет, кроме сырой воды. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел направить гостя к другой жене, но получил такой же ответ.
Таким образом выяснилось, что в доме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нет условий для приема гостя. В конце концов, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к сподвижникам и спросил: «Кто из вас может принять его как гостя?».
Тогда один из ансаров встал и сказал: «О, Пророк, я его приму в качестве гостя». Затем пошел к своей жене и спрашивает: «Есть что-нибудь дома?». Та отвечает: «В доме нет ничего, кроме самой малости для детей».
Муж говорит жене: «Отвлеки детей чем-нибудь. Когда гость войдет в дом, потуши свечу и сделай вид, что мы что-то едим. Когда гость станет есть, зажги свечу».
В итоге, они отдали все, что имели гостю. Довольный гость даже не узнал, что в доме ничего нет. Когда утром этот ансар подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), осведомленный по воле Аллаха о том, что произошло ночью, сказал: «Аллах был поражен тем, что вы с супругой сделали для гостя» и поздравил с вознаграждением его благородного поступка. (Передали Бухари и Муслим)
Из книги «Религия и традиция»