Абай Кунанбаев не просто поэт, но и великий мыслитель, который стремился просветить свой народ. Духовный вождь увлекался не только нравственными догматами, особое место в его творчестве занимала религия.
В письменных трудах поэта четко отражены основополагающие принципы ислама. В этом нет ничего сверхъестественного, поскольку свое первое образование мыслитель получил в медресе у муллы. Но стоит отметить, что Абай всегда стремился к новым знаниям, поэтому он также получил среднее образование в русской школе.
При этом можно со всей уверенностью сказать, что интерес поэта проявлялся не только к исламу, но и другим авраамовским религиям и культурам. Так в 45-ом слове назидания Абай доказывает существование Бога.
«Самым веским доказательством существования Всевышнего является то, что многие тысячелетия люди на разных языках говорят об одном и том же: о великом и непогрешимом создателе. Сколько бы ни было видов религий, все они утверждают, что всевышнему присущи справедливость и любовь», — отрывок из 45-го слова.
Это нам говорит о том, что он интересовался другими конфессиями и их историей. Отличительной чертой Абая было стремление к знаниям любого рода, поэтому он не ограничивал себя в познании, но всегда был верен исламу и старался придерживаться его канонов. Более того автор множество раз призывал своих соплеменников придерживаться шариата. Так в 13 слове назидания он призывает народ к правильной службе Аллаху.
«Быть правоверным — значит верить во всемогущество и беспорочность Аллаха и принимать иман как учение Пророка о всеединстве Аллаха и земного бытия», — отрывок из 13-го слова.
Слова назидания можно по праву назвать фундаментальным произведением просветителя. Поскольку этот труд был создан поэтом в возрасте почтенной зрелости, и он в полной мере отражает мудрость Абая. Буквально в каждом слове назидания виден след из Корана. Все же обучение у муллы заложило прочный фундамент в голове просветителя. Также поэт немалое количество лет посвятил исследованию ислама. К слову активным творчеством, Абай занялся к 40 годам, когда уже нажил богатый жизненный опыт и огромный багаж знаний. Не сложно предположить, что за 40 лет жизни поэт понял истинную ценность знаний, которые он усвоил из Корана. Однако в одном из слов он утверждал, что не может посвятить свою жизнь служению вере.
«А может, посвятить себя служению вере? Не выходит. Для веры, прежде всего, нужен покой. Откуда взяться благочестию, когда ни в чувствах моих, ни в повседневной жизни нет успокоения и в помине? Эта земля не терпит богомольцев», — Слова назидания, отрывок из 1-го слова.
Эта короткая цитата может вызвать смешанные чувства, поскольку автор говорит, что он не может посветить себя служению вере, хотя по многим признакам он был настоящим мусульманином. Здесь Абай скорее говорит о своем окружении, которое не могло честно следовать канонам ислама и вызывало в его душе тревогу и даже отвращение. К слову Абай часто осуждал свой народ за невежество и слабость. В словах назидания он не редко упрекает свой народ за предвзятое и легкомысленное отношение к религии.
«Казаха не очень-то заботит его непогрешимость перед Всевышним. Он считает достаточным делать то, что делают другие. И вот он падает на колени, творя молитву, встает и снова бьет поклоны. Можете убедиться: он чтит аллаха», — отрывок из 16 слова.
Здесь он нам показывает, что для некоторых казахов вера – это формальность, которую они соблюдают скорее по общей инерции. Что в их жизни нет места настоящему исламу. Такое отношение казахского народа сильно тревожило просветителя, он часто приходил к осуждению родной нации, причем иногда даже в очень грубой и уничижительной форме. Кто-то до сих пор относится к этому враждебно, однако поэт так показывал свою истинную любовь к народу. Хотя иногда он сам путался в своих чувствах и задавал себе вопросы не находя ответов.
«По роду своему казах, странно отношусь я к своему народу. Не пойму, питаю к нему неприязнь или люблю?», — отрывок из 9-го слова.
В этом слове мы видим борьбу автора в своих мыслях и чувствах. Он посвятил большую часть жизни просвещение своего народа, но так и не увидел своего успеха. Его душа была опустошена, надежда уже умерла, и он хотел покинуть свой народ. Если бы тогда он знал, что сейчас его слова назидания будут закладываться в основу воспитания молодого поколения Казахстана, возможно, он бы нашел покой и некое внутреннее удовлетворение.
Мы же исследовав слова назидания великого просветителя, можем прийти к выводу, что следуя наставлениям Корана, мы не отклонимся от курса, который Абай Кунанбаев пытался показать нашим предкам еще в 19 веке.
Ерлан ТОКАБАЕВ