В последние годы мы все чаще становимся свидетелями вбросов в интернет-пространство тех или иных негативных высказываний, касающихся тем Муфтията или отдельных устазов. Вот и сейчас «доброжелатели» из числа наших братьев, идущих «по истинному пути» начали свою традиционную атаку на имамов.
Особо хотелось бы остановиться на двух видеообращениях, взбудораживших общество. Один из примеров массированной атаки на имамов — вброс статьи Армана Шураева, написанной им аж в 2016 году. Второе видео было на казахском языке, неизвестным мне человеком, обвиняющим устаза Абдыгаппара Сманова в лицемерии и лжи. Что можно сказать в ответ?
Мы прекрасно помним, что «пекущиеся» о духовности и спасении соотечественников, преподносят высказывания устазов, отрывая из контекста от смысла предложения. Так они натравливают религиозно малограмотную часть населения против имамов и устазов. Так было в случае и с Ризабеком Батталовым, Абдыгаппаром Смановым, Сансызбаем устазом и другими.
Заметьте, происходит такое именно в период Рамадана, Курбан айта и других важных дат для всей уммы. Почему? Да потому, что в эти дни, считающие себя мусульманами, а это 70% населения страны будут искать что-то важное для пополнения своих знаний об исламе в интернет пространстве.
Из многолетней практики наблюдений за процессами в данной сфере, с полной уверенностью могу сказать, что это «подковерная работа» всякого рода течений и разного рода учений, конкурирующих с Муфтиятом.
Их цель — дискредитировать ДУМК, имамов, проникнуть в этот официально действующий орган управления мусульманами в Казахстане или же создать параллельную аналогичную систему. А дальше уже навязывать нашему государству интересы своего течения, свою идеологию, которая впоследствии приведет к хаосу и анархии.
К чему могут привести плоды благих деяний за «чистоту» ислама и призыва недоучившихся «ученых-студентов» мы уже знаем. Мы это наблюдаем на примере таких мусульманских стран, как Сирия, Афганистан, Ливан, где в основе конфликтов и войн лежат экономические и политические интересы, приукрашенные религиозными лозунгами.
Кроме открыто выражающих свои убеждения, сгруппировавшихся и действующих адептов радикальных и умеренных оппортунистов, есть еще малозаметные «братья», старающиеся вообще не привлекать к себе внимания. Это приверженцы разных учений, со своими устазами и идеологами, при чем они не менее опасны.
У них свои теоретики и стратеги, методом «песочного» проникновения лоббирующие своих обученных последователей из казахской среды, в разных учебных заведениях РК, в тот же ДУМК, госучреждениях, университете «Нур Мубарак». Все они в ожидании удобного момента и ждут команду от своего «гуру». Продвигаемые ими «агенты» в зависимости от уровня и направленности подготовки в духовном плане, в дальнейшем могут стать руководителем, чиновником, имамом, устазом, электоратом или ЧВК.
Ввиду всего этого невидимого для общества движения, в каком бы уровне не был бы Муфтият, имамы и устазы, на передовой информационной войны оказываются именно они. Они мешают этим «светлоголовым» указателям правильного пути.
В этой информационной войне может пострадать наше богатство — плеяда наших устазов и ученых. Это самое ценное, дорогое для нас и мы должны беречь их, как зеницу ока. Не идти на поводу разных «друзей» и понимать, для чего идет вся эта травля.
Их главная цель: обезглавить нашу умму — убрать с пути образованных имамов, мешающих им добраться до поставленных задач. Жажда власти над духовным состоянием каждого из нас. Можно сказать, идет снайперская атака, когда необходимо нейтрализовать источники подачи духовной энергетики.
Для чего, подключаются технологи информационной войны, которые в виртуальном пространстве организовывают бурю и в удобный момент выстреливают. На войне, как на войне. Тут не работают такие этические, моральные принципы и тормоза, как «уят болады», «обал болады», «казакпыз гой». Не действуют.
Кому выгоден вброс в информационное пространство такого рода материалов, именно сейчас, во время Рамадана? Перед Рамаданом в сетях опять распространили статью Армана Шураева, в которой почти 4 года назад в адрес ДУМК он написал: «Это не Муфтият, а вертикально интегрированная коррупционная пирамида», подверг критике ящики для пожертвований.
Он обвинил государство в увеличении приверженцев салафизма, назвал вымогательством то, что народ поддерживает наших имамов и мул. Кто сейчас помнит или знает, что в последующем он сожалел о том материале. Тем более, критика была воспринята и сами являемся свидетелями, что в структуре ДУМК происходят частые перемены.
Однако, доля правды в его словах, надо признать, есть. Тем более, критика была воспринята правильно. Мы сами являемся свидетелями, что в структуре ДУМК происходят необходимые изменения.
Давайте посмотрим хронологию правления ДУМК, и увидим, что основатель управления мусульман Казахстана Ратбек кажы Нысанбайулы руководил этой структурой 16 лет. Абсаттар кажы – 7 лет, Ержан кажы Маямеров – 4 года, Серикбай Ораз – всего 2 года и, нынешний Муфтий Наурызбай кажы Таганулы муфтийствует относительно недавно.
Как заметили, демократия в этой духовной организации берет свое и, руководить уммой Казахстана Муфтий хазретам удается все меньше. Тем более, третий и четвертый муфтий ушли с поста на внеочередных заседаниях курултая. Это все говорит о том, что в этой организации есть движение, стремление к обновлению.
С Наурызбаем кажы, мне приходилось лично беседовать два раза. Во время второй встречи я просил его оказать содействие в открытии пансионатов. Мы, из лучших побуждений хотели официально заняться вопросом духовного воспитания наших детей, чтобы они, как их великие деды – «Алашординцы», были с малых лет знакомы с ценностями ислама, росли патриотами и любили Родину, уважали родителей, понимали, что такое милосердие, доброта.
Однако, руководство нас направило в открываемые на тот момент благотворительные фонды при мечетях (я бы сказал мертворожденные). Они как ошпаренные отнекивались и, до лучших времен пришлось заморозить нашу благую идею и деятельность. В то же время левой рукой, посылая нас «иди туда, не знаю куда», бывший Муфтий подписывал меморандум для пансионатов турецкого жамагата (өз елімізде өгей болдық).
Многие родители сами звонят и просят нас открыть пансионаты, пусть под контролем филиалов ДУМК, не прося у них ни копейки. Все прекрасно понимают, что особенностью нашей эпохи стало то, что «воспитателями» детей с самого рождения стали телевизионные мультики.
Выросший до состояния сидеть на пятой точке, малыш не может обходиться без сотового телефона родителей. Толком еще не научившись говорить, маленькими ручками шурует по противоударному сенсорному стеклу гаджета. Многим родителям не до детей и они, вырастая, ежедневно как губка впитывают всю нужную и ненужную информацию. Это, конечно, другая отдельная тема.
Вернемся к теме: ДУМК, имамов, устазов. Сможет ли Наурызбай кажы осилить весь груз проблем духовного центра или же будет не под силу «тяжесть шапки Мономаха», хватит ли харизмы и упорства, покажет время. В последующем погладят по голове или похлопают по спине, время покажет, ин ша Алла. Я был свидетелем его новых подходов в мечети «Хазрет султан».
Имамы и наиб имамы были поделены в зависимости от потенциала и способности каждого на 4 направления. Одни отвечают за работу в мечети, вторые занимаются духовным просвещением в обществе, третьи отправляются на похороны и другие мероприятия (там тоже требуются обладающие кругозором, ораторским искусством) и, четвертые занимаются теми, кто заражен вирусом различных деструктивных течений. Надеюсь, свои многие новаторские идеи он сможет внедрить в масштабе всей страны.
ДУМК часть нашего общества, и имамы с неба не спустились. Попробовали бы многие критикующие бы отправить своих любимых чад с золотой медалью СШ не на факультеты права, менеджмента, новых технологии ведущих ВУЗов РК или по программе «Болашак» в Европу, а в медресе или учебные заведения по теологии?
В хадисах много сказано о важности правильных знаний. Пока есть грамотные устазы, умма идет в правильном направлении. Больно наблюдать, как адепты чуждых течений распространяют клевету о наших лучших имамах, направляя на них злость и негодование толпы.
Клеветники Абдыгаппара Сманова познакомились бы вначале с этой семьей. Братья Смановы, это пример для многих из нас. Мои сыновья и невеста поехали в хадж, и на мой вопрос как у них дела, невеста с волнением говорит: «Пап, здесь тот Устаз, которого вы по ночам слушаете и плачете!». Я понял, что это Абдугаппар Сманов.
Смерть Стива Джобса заставила меня задуматься, Али Баната (австралийского миллионера) – плакать. А смерть Абдысаттара Сманова – все это вместе и чувство гордости. Такую массу людей, пришедших на похороны Устаза, я больше нигде не видел. Тогда я впервые понял, насколько народ ценит своих Устазов.
Сарыагашское медресе, основоположниками, которого являются братья Смановы – является гордостью не только нашей республики, но и всего постсоветского пространства. Многие едут посмотреть на эту жемчужину образовательного и духовного центра. На великолепие строительной архитектуры.
Но, многие не знают в каком скромном и маленьком жилище пребывает семья еще одного брата Абдыжаппара Сманова, который не раз призывал помочь в строительстве Исламского центра, дни и ночи проводил свое время на стройке.
Что же касается черных ящиков с замком в мечетях, правила изъятия содержимого и правильного распределения. Эта проблема не решена со времен отделения Муфтията от Среднеазиатского, если быть точнее – со времени рождения, то есть с 12 января 1990 года. И до сих пор не решена организация терминалов, онлайн оплаты через карточки банков и т.д. Однако, вопрос-то не в сборе, а в отчете о собранной сумме от садака, закят, фитр-садака и спонсорской помощи.
С другой стороны, надо признать, что речь в основном идет о пожертвованиях в городах. Если в Казахстане, на сегодняшний день имеется около 4000 мечетей, то большинство из них находятся в аулах, где пожертвования исчисляются только двумя нулями.
У имамов этих мечетей какие заботы? Где достать уголь, дрова чтобы было тепло жамагату. Натаскав дрова и уголь, который удалось добыть самому, он растапливает печь, на утренний намаз, сам призывает к молитве.
И чаще всего он встает на намаз один, с Ангелами позади него. Он не может оставить этот пост. Эту ношу взвалил на его плечи Всевышний и минбар, доставшийся от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) тоже не отпускает.
Он просит у всех помощи, от Всевышнего и у людей. Оплатить за электроэнергию, дать воды для омовения прихожанам перед намазом, согреть воду, чтобы они не простудились и не заработали болезни. Ездит в город и просит у городского коллеги, чтобы старые ковры отдали в их сельскую мечеть, если спонсоры будут менять ковры в мечети. Таких просителей из аулов здесь тоже несколько, и они договариваются и становятся в очередь за б/у коврами.
У него тоже семья, дети. Их тоже надо одеть, в школу водить. Фиксированной заработной платы нет. В основном, зарплата — около 27-30 тысяч тенге. Почти нет пожертвований, того что собрано в ящике, не хватит даже на содержание мечети. Кредит брать — не дозволено. Пенсии нет. Другие соцпакеты не предусмотрены.
Это все говорю не для того, чтобы вызвать жалость к священнослужителям. Нет. У них свой Путеводитель, Господин, как у всех нас. Он не обделит их и даст свой ризк. Просто, хочу донести тем братьям, которые сами бы подумали о конце жизни и того спроса в Судный день.
Я немало видел наиб имамов в городе Алматы, которые живут на съемных квартирах, получают заработную плату в 40 тыс тенге и, немного стесняясь говорят: «мы же тоже попрошайки, только культурные».
Так же я видел, как после окончания медресе выпускники стараются попасть в мегаполисы, где вместо 200 тенге в аулах, дают в десятки раз больше. Где благодарный жамагат может купить квартиру, автомашину и т.д. Это все же не зарубежные счета в офшорных зонах. То, что дают не харамное, а дозволенное.
Не сравнивайте РК с другими мусульманскими странами, где столетиями действует система «вакф» (уакып коры). Это означает, что мусульманин может пожертвовать во имя довольства Всевышнего земельные участки, дома, здания, деньги. Это все берется на учет и только вакф распоряжается имуществом, ин ша Алла, до Судного Дня.
Священнослужители получают оттуда свою з/п и социальные пакеты. В таких странах обеспечивают земельным наделом, живностью или торговой точкой. Главное, он обеспечивает семью и занят теологией, светским образованием для расширения кругозора, богослужением и общественными заботами.
И, все же, я бы пожелал моим дорогим братьям священнослужителям, все равно быть поскромнее, помнить уроки «ахлак» (воспитание нравственности) и постоянно совершенствоваться. Если на огромной белой стене поставить маленькую точку и спросить: «Что видите?», все ответят: точку. Не все увидят совершенно чистую площадь. Так же, вы всегда на виду у прихожан мечетей, у населения. Помните об этом.
Подарили дорогую автомашину? Алла разы болсын. Продайте с разрешения жамагата, возьмите поскромнее, остальное отдайте нуждающимся. Я прекрасно понимаю, что вы заслуживаете большего, однако, народ пока не поднялся с колен. Ин ша Алла, наступит время, когда все будут в достатке, и сам народ будет прямо заставлять вас взять маленький презент, в виде … Не буду дальше о дуния. Люблю вас всех…
Давать ли садака, зякат, фитр садака в мечеть, это дело каждого. Никто же насильно никого не заставляет. Я изнутри знаю проблемы и недостатки Муфтията, филиалов ДУМК и имамов. Знаю намного больше, чем Арман и другие братья. Однако, есть такое понятие, как «фитна» (раздор). Если в РК всего 12 млн. мусульман, то более 90% из них не совершают пятикратный намаз, хотя могут столько процентов держать ораза.
Очень многие из нас религиозно неграмотные или малограмотные. В терминологии мы их называем «группа риска», то есть те, которые из-за слабости знания и имана, могут уйти на поводу у «доброжелателей». Нам всем, в первую очередь, надо думать об этом, заботиться друг о друге и тогда мы станем сильными духом.
Уж поверьте мне, пожертвования в ящиках мечетей не такие огромные, как кажется некоторым. В основном это металлическая мелочь. Лишь некоторым мечетям или лично имаму могут подарить автомашину или дом. Но то все дуния, которая была до нас и, даст Аллах, будет после нас.
Стоит ли нам переживать из-за этого. Мусульманин должен переживать за свой внутренний мир, чтобы его сердце не наполнялось злословием, ненавистью, жадностью, гордыней и тщеславием.
Пусть в этот священный месяц Рамадан, каждый из нас заслужит прощения Всевышнего, будем ежеминутно делать амаль, который приведет к довольству Создателя.
Мирхат Мадияров,
кандидат исторических наук, эксперт в сфере религии
Kazislam.kz
Кандидат исторических наук говорит об Исламе ? Какая связь?