Не только Уголовный кодекс, но и Бог в помощь: на прошлой неделе столичные борцы с коррупцией призвали духовенство помочь в благом деле.
Не пожирайте чужое
И.о. председателя комитета по делам религии министерства информации и общественного развития Бауыржан БАКИРОВ считает, что коррупцию не искоренить одними уголовными и административными мерами:
– Поэтому всем институтам гражданского общества и духовенству необходимо объединить усилия. Наши ближайшие партнеры в лице традиционных религиозных объединений, Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), православной церкви постоянно читают проповеди, обличающие отрицательные стороны коррупционных проявлений.
Чиновник напомнил, что все религии не приемлют мздоимства и взяткодательства:
– В Коране, хадисах множество нравоучений (на эту тему), в обязанности каждого мусульманина и всей мусульманской уммы вменяется обличать коррупцию и избавлять от нее общество.
В аятах сказано: “Не пожирайте между собой бесправно чужого имущества и не покупайте деятелей суда, чтобы приобрести себе чужое имущество. Это будет сознательный грех”, – процитировал строки из священных книг Бакиров.
– Библия запрещает давать и брать взятки, в целях извращения справедливости и правосудия (указан) прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением:
“Не извращай законы, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых”. Аналогичные требования в иудаизме, буддизме.
И проповедуйте
Заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСПК) Олжас БЕКТЕНОВ между тем рассказал, как в ведомстве разворачивают госорганы лицом к народу.
– Во всех регионах идет переселение руководителей госучреждений на первые этажи, в «open space» (офисы открытого типа).
В акимате Сарыаркинского района столицы снесли стены, отказались от просторных кабинетов, оптимизировали площади, освободили второй этаж – это 1 тысяча квадратных метров.
Экономия на аренде помещения составила 32 миллиона тенге в год. Аким района перешел в компактный кабинет в 17 квадратных метров, к нему теперь можно попасть напрямую, без ожидания в приемной, – сообщил Бектенов, добавив, что через подобную трансформацию прошли 183 госучреждения.
А после представитель агентства призвал духовенство стать партнером в антикоррупционной борьбе.
– Мечеть, церковь, храм, синагога, другие культовые сооружения – это центры нравственного воспитания. И хотелось бы попросить о внедрении в практику постоянного разъяснения греховности коррупции – при совершении религиозных обрядов и проповедей.
Колоссальный потенциал имеет духовное образование. В Казахстане действуют 15 религиозных организаций образования, 400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах, необходимо уделять больше внимания антикоррупционному просвещению.
Для подготовки священнослужителей по вопросам антикоррупционного просвещения агентство провело свыше 300 семинаров. Уже более 15 тысяч представителей религиозной сферы освоили азы антикоррупционной науки.
А еще в 2,5 тысячи мечетей страны за два года перед пятничным намазом прошли проповеди на тему: “Парақорлық пен жемқорлықтың қасіреті” (дословно с казахского – трагедия от коррупции).
То же зло, но под другим соусом
Тем временем Верховный муфтий Казахстана Ораз СЕРИКБАЙ рассказал:
– Мы каждый день говорим прихожанам, что коррупция противоречит шариату, это харам, Аллах и пророк категорически запретили ее. Представители ДУМК будут и дальше разъяснять суть коррупции, которая противоречит ценностям нашей религии.
Предстоятель Евангелическо-лютеранской церкви в Казахстане архиепископ Юрий НОВГОРОДОВ в отличие от других участников специального доклада не делал, но его выступление стало самым ярким на встрече.
– У меня перед заседанием вышла дискуссия с Серикжаном Зиядановичем (председатель общественного совета АДГСПК. – Прим. ред.), он говорил, что у многих бытует мнение, как хорошо христианам: пришел, исповедовался – тебе грехи отпустили. Ты выходишь безгрешный и начинаешь все с нуля. Кто так думает, я хотел бы их разочаровать: это далеко не так.
Любая из религий базируется на одних и тех же документах, и если мы говорим о правилах общежития – моральных, этических, они сведены в (в том числе) такую заповедь, как не укради.
Коррупция – это то же воровство, но под другим соусом, – отметил архиепископ. – А когда звучат предложения усилить взаимодействие, проповеди, я порой впадаю в ступор. Что же еще такого придумать, это (антикоррупционная тематика) и так есть постоянная составляющая нашей жизни…
Государство должно больше доверять нам в этом вопросе, потому что мы тоже заинтересованы в том, чтобы наши дети получили нормальное образование, чтобы шли в вуз не разводить сессию, а за знаниями. А то потом страшно к этому разводящему идти на прием в больницу.
Высказался священнослужитель и на тему открытости госорганов.
– Меня удивила тенденция к открытости кабинетов и всего прочего. Я хочу за акимов заступиться: ну не надо их в 12 квадратов сажать. Кабинет не должен быть маленьким, не должен быть большим – он должен быть достаточным, чтобы человек плодотворно работал.
– 17 квадратов, – попытался поправить кто-то архиепископа из зала.
– Ну ладно уж, – призвал не цепляться к точности указания площади священнослужитель. – Когда начинается повальное увлечение чем-то, я осторожно и со скепсисом отношусь к этому. С тем, что госорганы должны быть более открытыми, я согласен.
Сейчас в любом акимате шагу не ступишь – два-три охранника стоят.
Но я бывал несколько раз в Грузии, в знаменитом МВД, которое называют памятником Саакашвили, и где стены все стеклянные. Но это коренным образом не изменило ситуацию (с коррупцией), грузины признали это.
Денег не берем, в Писание не лезем
А в конце заседания председатель общественного совета АДГСПК Серикжан КАНАЕВ попытался прояснить ситуацию с индульгенциями.
– Почему я с Юрием Тимофеевичем (архиепископом Новгородовым) поспорил? Вопрос состоял в том, что, кроме мусульман и буддистов, в католичестве, православии, лютеранстве есть обряд отпущения грехов. И насколько я понимаю, таинство это проходит весьма небесплатно.
В обыденном сознании формируется такое мнение: раз ты заплатил, исповедался, тебе отпустили грехи – ты можешь их совершать (снова).
Но отпущение грехов не говорит о том, что ты прощен Всевышним. Греховность должна быть наказана, – заявил Канаев.
– Я бы хотел, чтобы духовенство более активно пропагандировало и внушало своей пастве, любому гражданину: раз ты исповедался – ты не являешься тем человеком, которому отпустили грехи.
В мусульманстве этого нет, я являюсь мусульманином, но в обыденном сознании наших же мусульман, граждан царит такое восприятие.
На что архиепископ Новгородов парировал:
– Слухи о платности всех услуг в церквях слишком преувеличены. Я первый раз слышу, что исповедь – это платное мероприятие.
Это абсолютно бесплатно, этот институт существует, и его не может отменить ни Агентство по делам госслужбы, ни общественный совет при этом агентстве, потому что это веками установленное Священным Писанием таинство.
Здесь есть важный момент – религиозное просвещение: живя друг с другом рядом, мы очень мало знаем друг о друге.
На что глава АДГСПК Алик ШПЕКБАЕВ сказал:
– В Священное Писание мы не лезем. Мы признаем всё, что там написано, и соблюдаем.