Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Досай Кенжетай: Нужно развивать научный подход к духовному наследию наших предков

23.04.2019
в Сұхбат
0
302
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Интервью с профессором, доктором философских и теологических наук, директором научно-исследовательского центра «Яссауи» Досаем Кенжетаем.

— Уважаемый Досай Тұрсынбайулы, к сожалению, в современном мире понятия экстремизма все чаще стали связывать именно с религией Ислам. Каким на Ваш взгляд, должен быть подход к религии в светском государстве? Ведь многие люди в нашем обществе – мусульмане.

— Да, действительно, в настоящее время в условиях глобализации очень часто религия используется в политических целях. Необходимо признать, что в последние годы процессы, происходящие в религиозной сфере, мы стали рассматривать не с позиций науки, знаний и глубокого осмысления. Мы стали их больше изучать с психологической стороны, рассматривать эмоциональную сторону. Но ведь казахский ислам имеет свою многовековую историю. Нельзя изучать Ислам, руководствуясь лишь эмоциями. На сегодняшний день многие люди не различают категории религиозной политики и политической религии.

Нам  необходимо сформировать правильное отношение к религии, как к одному из источников ценностей казахского народа. Настала пора признать место и роль Ислама в жизни казахского общества во взаимосвязи с историей и культурой. Почему люди стали бояться Ислама? Да потому что мы мало развиваем исследовательский подход. Многие люди уже стали бояться верующих мусульман, не могут отличить разницы между религией и псевдорелигией. Где та грань, где ступени, которые ведут к экстремизму? Там, где господствует незнание и невежество, появляются страх и фобии. Но ведь Казахстан – светское государство. При установке на светскость параллельно должны идти два подхода – научный и религиозный.

— В связи с тем, что до сих пор в вопросах религии много непонятного, многие считают нужно попросту запретить молодым людям и детям посещать мечети.

— Духовная сфера человека – самая тонкая, нельзя здесь применять только запретительные меры. В любой сфере, а особенно в религии нужен научный подход. Надо учить молодых людей не бояться религии. Вместо этого на основе научного подхода нужно разъяснять, как отличить религию от экстремизма. Потому что религия – это содержание нашего сознания, культуры, национальной основы. Там, где все основано на страхе и угрозе терроризма, не может быть стабильности и развития. Нельзя запугивать народ религией. По сути это и есть метод деструктивных течений – строить политику на религиозных шаблонах, страхах и запретах.

— Представители салафизма уверждают, что казахи делают лишь первые шаги в Исламе, а прежние религиозные традиции народа противоречат канонам мусульман.

Имам из Казани: Что такое ваххабизм и чем он опасен?

Имам из Казани: Что такое ваххабизм и чем он опасен?

03.12.2025
Крупнейшие мечети Казахстана: что строится сегодня

Крупнейшие мечети Казахстана: что строится сегодня

26.11.2025

— Это в корне неправильное утверждение. Ислам пришел на нашу землю в конце VII-го начале VIII-веков, после знаменитой Атлахской битвы, произошедшей в 751 году, на реке Талас. Именно с того времени наши предки стали знакомиться с исламской цивилизацией и строить с ней диалог. Диалог этот настолько проник в культуру и быт, что стал смыслом жизни казахов. Мировоззрение казахов, культура и быт, традициии и обычаи, язык, все сферы жизни формировались под влиянием ислама.

Поэтому сталкиваясь с нормами и шаблонами экстремистских радикальных групп, необходимо сравнивать ее с нашей бытийной платформой. К примеру, наш обряд «беташар» они считают неправильным. Тогда как этот обряд является одной из самых больших ценностей нашего национального бытия. Две семьи знакомятся, становятся родственниками и желают счастья своим детям. Молодая келин переступает порог своей новой семьи и приветствует всех — «салем беру». Само слово «салем» происходит от мусульманского приветствия «Ассаламу алейкум». Радикалы же это рассматривают, как поклонение «ширк». На само деле здесь в бытовой традиции проявляется мусульманская сущность казахов.Это обряд быта казахов, традиционная ценность, но никак не религиозный ритуал.

— Но может быть, действительно, в отрицании традиций нет большой опасности и стоит их пересмотреть?

— Ни в коем случае мы не должны отказываться от собственных национальных ценностей. Мы не можем позволить салафитам объявлять все наши ценности бидгатом (недозволенными новшествами) или ширком (придавание сотоварищей Аллаху). Наша культура, традиции и обычаи, образ жизни, манера поведения и действия, даже слова складывались веками на основе мусульманского мировоззрения в рамках шариата. Светлая религия Ислам стала неотъемлимой частью нашего национального достояния.

— Религия предъявляет к жизни народа свои нормы, традиции – свои. Это два нормативных слоя жизни народа. Если эти составляющие развиваются в гармонии, взаимно дополняют друг друга, то народ выживает в потоке истории. Культура казахов, религия и традиции сохранились лишь потому что не противоречили Исламу. Все это теперь подверглось ревизии. Традиция беташара, наш взгляд на аруаков, представления о мазарах и вечности души.

— Да, мы наблюдаем, как молодые люди, ушедшие в нетрадиционные течения, отрицают нашу историю, относятся ко всему национальному с сомнением, даже пренебрежением…

— Да, все традиционные ценности казахов вдруг резко были объявлены неправильными. Молодые люди стали терять веру в свое национальное достоинство. Адепты радикализма стали отрицать и нашу историю. Отрицание всей истории казахского народа означает отрицание времени. А в философии отрицание времени ведет к отрицанию пространства. Такова идея радикализма. Они отрицают нашу землю, называя ее «даруль куфр» или «даруль харб», то есть местом где вообще нет ислама. Бросают свою Родину и оправляются в так называемый халифат. В их понимании казахи – кафиры, они должны уйти отсюда туда, где идет война.

Наша задача – разъяснить молодежи, что основы, духовная практика, история казахского Ислама ни сколько не хуже чем  у других народов.

— Но молодые люди, попавшие сети салафизма, не хотят верить старшим.

— Все эти разногласия между радикалами и обществом возникают из-за вопросов акиды и религиозного познания. К сожалению, переемственность духовной практики оборвалась в советское время. Ведь религия была запрещена. В итоге многие представители старшего поколения не могли передать детям религиозные знания и практику наших предков. Воспользовавшись ситуацией, в нашу страну ринулись различные миссионеры, которые до сих пор отравляют умы молодежи. Сейчас мы находимся на ступени трасформации. В общесте появились люди, которые отрицают наши ценности, не признают нашу историю. Сейчас происходит борьба ценностей, но за этим, безусловно, стоит борьба за нашу землю.

— Каким Вы видите выход из ситуации, как ученый, исследующий историю казахского народа?

—Не нужно бояться религии. Религия —   это уже часть нашего «я». Вообще религия – это инструмент решения проблем, источник доброты и милосердия. Именно такую роль она играла в жизни казахов. Мы же стали рассматривать религию как проблему. А радикалам как раз таки это и нужно, внушить, что мы народ, не имеющий никаких корней, никакой религии и культуры. Попросту манкурты. А манкуртов, как известно, очень легко лишить независимости и превратить в зомбированных марионеток.  

Нужно больше изучать собственный путь казахов в Исламе, отвечать на шаблоны радикалов, основываясь на собственной многовекой духовной платформе. Мы не вчера стали мусульманами.    Если мы будем развивать научно-исследовательский подход, то никакие политические силы извне, использующие псевдорелигию, нам не страшны. Жизнь – борьба. Сегодня мы боремся с салафизмом-вахаббизмом, завтра появятся другие «измы», которым мы должны противостоять.

У нас великая история, религиозные познания, духовная практика казахов, которые нам еще изучать и изучать. И здесь огромные пласты научной мысли, начиная с Аль-Фараби и Машхура Жусупа. Наши молодые люди должны понять, что мусульманство казахов ничем не хуже мусульманства узбеков, таджиков, татар, арабов или персов. Есть даже свои преимущества. Мы должны гордиться своей великой нацией и быть патриотами своей страны. Только так мы можем сохранить достижения Независимости, свою родную землю, которая досталась нам в наследство от наших мудрых предков.

— Спасибо за содержательное интервью!

 Беседовала Айгуль Эсеналиева

Специально для Kazislam

Тэги: исламсалафизмсветское государствоЯссауи
Поделиться7Твитнуть5Поделиться1Поделиться

Похожие записи

Идея «слышащего государства» в сфере религии
Государство и религия

Идея «слышащего государства» в сфере религии

26.08.2024
Религиозность в условиях светского Казахстана
Государство и религия

Религиозность в условиях светского Казахстана

18.11.2022
Загрузить еще
Следующий пост

Спецпосланник ООН примет участие в переговорах по Сирии

Последние публикации

«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Нужно ли совершать каффару за пост, нарушенный по небрежности
Вопросы-ответы

Нужно ли совершать каффару за пост, нарушенный по небрежности

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00