Интервью с профессором, доктором философских и теологических наук, директором научно-исследовательского центра «Яссауи» Досаем Кенжетаем.
— Уважаемый Досай Тұрсынбайулы, к сожалению, в современном мире понятия экстремизма все чаще стали связывать именно с религией Ислам. Каким на Ваш взгляд, должен быть подход к религии в светском государстве? Ведь многие люди в нашем обществе – мусульмане.
— Да, действительно, в настоящее время в условиях глобализации очень часто религия используется в политических целях. Необходимо признать, что в последние годы процессы, происходящие в религиозной сфере, мы стали рассматривать не с позиций науки, знаний и глубокого осмысления. Мы стали их больше изучать с психологической стороны, рассматривать эмоциональную сторону. Но ведь казахский ислам имеет свою многовековую историю. Нельзя изучать Ислам, руководствуясь лишь эмоциями. На сегодняшний день многие люди не различают категории религиозной политики и политической религии.
Нам необходимо сформировать правильное отношение к религии, как к одному из источников ценностей казахского народа. Настала пора признать место и роль Ислама в жизни казахского общества во взаимосвязи с историей и культурой. Почему люди стали бояться Ислама? Да потому что мы мало развиваем исследовательский подход. Многие люди уже стали бояться верующих мусульман, не могут отличить разницы между религией и псевдорелигией. Где та грань, где ступени, которые ведут к экстремизму? Там, где господствует незнание и невежество, появляются страх и фобии. Но ведь Казахстан – светское государство. При установке на светскость параллельно должны идти два подхода – научный и религиозный.
— В связи с тем, что до сих пор в вопросах религии много непонятного, многие считают нужно попросту запретить молодым людям и детям посещать мечети.
— Духовная сфера человека – самая тонкая, нельзя здесь применять только запретительные меры. В любой сфере, а особенно в религии нужен научный подход. Надо учить молодых людей не бояться религии. Вместо этого на основе научного подхода нужно разъяснять, как отличить религию от экстремизма. Потому что религия – это содержание нашего сознания, культуры, национальной основы. Там, где все основано на страхе и угрозе терроризма, не может быть стабильности и развития. Нельзя запугивать народ религией. По сути это и есть метод деструктивных течений – строить политику на религиозных шаблонах, страхах и запретах.
— Представители салафизма уверждают, что казахи делают лишь первые шаги в Исламе, а прежние религиозные традиции народа противоречат канонам мусульман.
— Это в корне неправильное утверждение. Ислам пришел на нашу землю в конце VII-го начале VIII-веков, после знаменитой Атлахской битвы, произошедшей в 751 году, на реке Талас. Именно с того времени наши предки стали знакомиться с исламской цивилизацией и строить с ней диалог. Диалог этот настолько проник в культуру и быт, что стал смыслом жизни казахов. Мировоззрение казахов, культура и быт, традициии и обычаи, язык, все сферы жизни формировались под влиянием ислама.
Поэтому сталкиваясь с нормами и шаблонами экстремистских радикальных групп, необходимо сравнивать ее с нашей бытийной платформой. К примеру, наш обряд «беташар» они считают неправильным. Тогда как этот обряд является одной из самых больших ценностей нашего национального бытия. Две семьи знакомятся, становятся родственниками и желают счастья своим детям. Молодая келин переступает порог своей новой семьи и приветствует всех — «салем беру». Само слово «салем» происходит от мусульманского приветствия «Ассаламу алейкум». Радикалы же это рассматривают, как поклонение «ширк». На само деле здесь в бытовой традиции проявляется мусульманская сущность казахов.Это обряд быта казахов, традиционная ценность, но никак не религиозный ритуал.
— Но может быть, действительно, в отрицании традиций нет большой опасности и стоит их пересмотреть?
— Ни в коем случае мы не должны отказываться от собственных национальных ценностей. Мы не можем позволить салафитам объявлять все наши ценности бидгатом (недозволенными новшествами) или ширком (придавание сотоварищей Аллаху). Наша культура, традиции и обычаи, образ жизни, манера поведения и действия, даже слова складывались веками на основе мусульманского мировоззрения в рамках шариата. Светлая религия Ислам стала неотъемлимой частью нашего национального достояния.
— Религия предъявляет к жизни народа свои нормы, традиции – свои. Это два нормативных слоя жизни народа. Если эти составляющие развиваются в гармонии, взаимно дополняют друг друга, то народ выживает в потоке истории. Культура казахов, религия и традиции сохранились лишь потому что не противоречили Исламу. Все это теперь подверглось ревизии. Традиция беташара, наш взгляд на аруаков, представления о мазарах и вечности души.
— Да, мы наблюдаем, как молодые люди, ушедшие в нетрадиционные течения, отрицают нашу историю, относятся ко всему национальному с сомнением, даже пренебрежением…
— Да, все традиционные ценности казахов вдруг резко были объявлены неправильными. Молодые люди стали терять веру в свое национальное достоинство. Адепты радикализма стали отрицать и нашу историю. Отрицание всей истории казахского народа означает отрицание времени. А в философии отрицание времени ведет к отрицанию пространства. Такова идея радикализма. Они отрицают нашу землю, называя ее «даруль куфр» или «даруль харб», то есть местом где вообще нет ислама. Бросают свою Родину и оправляются в так называемый халифат. В их понимании казахи – кафиры, они должны уйти отсюда туда, где идет война.
Наша задача – разъяснить молодежи, что основы, духовная практика, история казахского Ислама ни сколько не хуже чем у других народов.
— Но молодые люди, попавшие сети салафизма, не хотят верить старшим.
— Все эти разногласия между радикалами и обществом возникают из-за вопросов акиды и религиозного познания. К сожалению, переемственность духовной практики оборвалась в советское время. Ведь религия была запрещена. В итоге многие представители старшего поколения не могли передать детям религиозные знания и практику наших предков. Воспользовавшись ситуацией, в нашу страну ринулись различные миссионеры, которые до сих пор отравляют умы молодежи. Сейчас мы находимся на ступени трасформации. В общесте появились люди, которые отрицают наши ценности, не признают нашу историю. Сейчас происходит борьба ценностей, но за этим, безусловно, стоит борьба за нашу землю.
— Каким Вы видите выход из ситуации, как ученый, исследующий историю казахского народа?
—Не нужно бояться религии. Религия — это уже часть нашего «я». Вообще религия – это инструмент решения проблем, источник доброты и милосердия. Именно такую роль она играла в жизни казахов. Мы же стали рассматривать религию как проблему. А радикалам как раз таки это и нужно, внушить, что мы народ, не имеющий никаких корней, никакой религии и культуры. Попросту манкурты. А манкуртов, как известно, очень легко лишить независимости и превратить в зомбированных марионеток.
Нужно больше изучать собственный путь казахов в Исламе, отвечать на шаблоны радикалов, основываясь на собственной многовекой духовной платформе. Мы не вчера стали мусульманами. Если мы будем развивать научно-исследовательский подход, то никакие политические силы извне, использующие псевдорелигию, нам не страшны. Жизнь – борьба. Сегодня мы боремся с салафизмом-вахаббизмом, завтра появятся другие «измы», которым мы должны противостоять.
У нас великая история, религиозные познания, духовная практика казахов, которые нам еще изучать и изучать. И здесь огромные пласты научной мысли, начиная с Аль-Фараби и Машхура Жусупа. Наши молодые люди должны понять, что мусульманство казахов ничем не хуже мусульманства узбеков, таджиков, татар, арабов или персов. Есть даже свои преимущества. Мы должны гордиться своей великой нацией и быть патриотами своей страны. Только так мы можем сохранить достижения Независимости, свою родную землю, которая досталась нам в наследство от наших мудрых предков.
— Спасибо за содержательное интервью!
Беседовала Айгуль Эсеналиева
Специально для Kazislam