В обществе растет число людей, страдающих из-за недостатка религиозного образования. Некоторые, запутавшись в сетях лжерелигий, отправляются даже за границу в зону боевых действий, совершают «джихад», отказываются от родных. Почему такое происходит – читайте в интервью наиб-имама столичной мечети «Нур Астана» Наримана Исенова.
— Уважаемый Нариман Хаджы, не секрет, в последнее время многие родители стали бояться религии, опасаясь, что их ребёнок может попасть в нетрадиционное течение. Что вы можете посоветовать им в такой ситуации, как религиозный деятель?
— Давайте начнем наш разговор с того, что религия ислам была ниспослана Всевышним Аллахом не для запугивания, а для решения сложнейших вопросов в самых различных сферах, а значит, для облегчения жизни мусульман. Не нужно бояться религии. Бояться нужно экстремизма, куда вовлекают людей под видом религии. А экстремизм и терроризм возникают там, где царит невежество. Поэтому единственно правильный путь спасения от нетрадиционных течений – это повышение религиозной грамотности населения. Не зря в народе говорят: «Лучше включить лампу, чем бороться с темнотой». Именно этим и занимаются имамы Духовного управления мусульман Казахстана. Они рассказывают гражданам о том, что религия Ислам это, в первую очередь, добро и милосердие. А экстремизм и терроризм не имеют никакого отношения к исламу.
К сожалению, многие родители, запрещают молодым людям ходить в мечеть. В итоге ребенок, который находится в духовном поиске, ищет информацию в интернете или в спортивных клубах и других местах. И тогда родители уже обращаются к нам, имамам, когда их дети уже ушли в чуждые течения. При разговоре с ними выясняется, что они не смогли дать своим детям правильное представление о религии, потому что сами далеки от этого.
Если бы молодые люди уже имели знания о наших традиционных ценностях, то не стали бы слушать людей с улицы или сомнительных проповедников. Так неправильное понимание наносит вред всему обществу.
— В социальных сетях представители деструктивных течений, обвиняя имамов в безграмотности, приводят различные доказательства, например, отсутствие бороды, длина брюк и так далее…
— Не исключаю, что обвинение в безграмотности имамов иногда может быть и справедливым, ведь уровень знаний у имамов разный. Но здесь следует обратить внимание на самое главное: если вы хотите быть в правильной миролюбивой религии, нужно следовать за имамами ДУМК. Потому что имамы придерживаются традиционной акиды Ахлю сунна уаль Джамаа, которой веками следовали наши предки. Вот это нужно четко уяснить.
А обвинение в отсутствии бороды, это, конечно, очень поверхностное суждение о религии, знания не измеряются длиной бороды или брюк. Многие молодые люди уже понимают, что в нашем мазхабе Абу Ханифы человек может иметь современный облик, ибо ислам — прогрессивная религия.
Согласен, в жамагатах деструктивных течений сильно нацеливают людей на внешних признаках. Но опасность заключается даже не во внешних признаках, а в их деструктивной идеологии. Адептам внушается превосходство своей религии над другими, отсюда идет ненависть к другим, уверенность, что только они попадут в Рай. А это уже путь к экстремизму.
Конечно, с бородой или без бороды, в любом случае наши имамы грамотнее их, они в отличие от многих интернет-проповедников много лет обучаются в религиозных учебных заведениях. К тому же ДУМК проводит огромную работу по повышению знаний имамов. Большую помощь нам оказывают профильное министерство, религиоведы, теологи, психологи, которые делятся с нами самыми передовыми наработками в сфере противодействия экстремизму. Поэтому хотелось бы еще раз сказать родителям, не нужно бояться мечетей, в них как раз таки формируют иммунитет к радикальной идеологии. В своих проповедях мы всегда разъясняем опасность радикальных течений.
— Сейчас у молодежи очень много возможностей получать знания посредством интернета, социальных сетей, но почему имамы призывают учиться непосредственно в мечетях?
— Ученые не приветствуют самостоятельное получение знаний об исламе. «Ұстазсыз адамның ұстазы — шайтан» говорят у нас в народе. Человек, пришедший в религию, очень нуждается в духовном наставнике – устазе. Даже у самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был свой устаз, ниспосланный Всевышним, – Джабраил. А устазом сподвижников — сахабов был Посланник Аллаха (ﷺ). Все они очень любили своего устаза — Пророка (ﷺ) и следовали за ним, и эта любовь передается по цепочке по сей день.
А обучаясь по интернету, вы не знаете своего устаза — человека, который находится по ту сторону экрана компьютера, не знаете о его намерениях, поэтому в интернете легко стать жертвой экстремистов, которые занимаются вербовкой людей под видом того, что проповедуют каноны ислама.
Но если нужно найти какую либо информацию, то следует обращаться на сайты Духовного управления мусульман Казахстана и другие официальные религиозные сайты, но повторюсь, очень важно иметь своего устаза.
Электронные книги тоже нужно выбирать очень тщательно, они могут противоречить мазхабу Абу Ханифы и вероучению школы Матуриди, которых веками придерживаются казахи.
— Нередко можно видеть, как только вчера еще мирные молодые люди объявили себя мусульманами, а сегодня они уже начинают ненавидеть других людей, называть кафирами и проповедовать насилие. Каким образом мусульманин вдруг становится радикалом?
— Радикализация человека происходит не сразу, а постепенно, ведь уехавшие в Сирию не родились с автоматами в руках, к этому человек может идти годами. Сегодня человек обвинил другого в отсутствии бороды, завтра назвал другого “кафиром” и так, слушая проповеди своих кумиров, постепенно впитывает в себя радикальную идеологию. Причин радикализации молодежи очень много, одна из них — отсутствие понимания, теплых отношений в семье. К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания своим детям, считают своей главной обязанностью материальное обеспечение детей. Именно это слабое место используют радикалы. Они окружают любовью и заботой молодых людей, помогают решать их проблемы, словом, активно участвуют в их жизни. Так они становятся для молодых людей самыми родными, а потом полностью меняют их мировоззрение. Поэтому родителям нужно быть внимательнее к своим детям.
— Часто адепты деструктивных культов предлагают молодежи бесплатное религиозное образование за рубежом. Можно ли им верить?
— Ни в коем случае! Доверившись им, можно оказаться в псевдоисламском учебном заведении, поэтому при выборе религиозного учебного заведения опять же лучше посоветоваться с имамами ДУМК. Ну а тем, кто хочет научиться просто поклонению, можно записаться на курсы повышения религиозной грамотности при мечетях. Если у ребенка есть стремление к духовным знаниям, нужно прийти вместе с ним в мечеть и подобрать для него устаза, чем сожалеть потом, когда уже его завербовали интернет-проповедники, ведь там очень много опасных источников.
Лучше получать знания у реального устаза, помогать родителям, совершать добрые дела для общества, чем быть «цифровыми муслимами» в онлайн-сообществах.