Часто при ознакомлении материалов судебных дел с участием граждан Казахстана, уличенных в пропаганде и распространении радикальных материалов в социальных сетях и мессенджерах зачастую пишут мнения родителей, которые во всеуслышание говорят, что их детей подставили другие люди или обвинения правоохранительных органов ошибочны, что продвигаемых их детьми контент не содержит ничего экстремистского.
Читая подобные тексты многие начинают сожалеть или осуждать провинившихся детей и их родителей.
Но в действительности подобную ситуацию может попасть любой из нас, подросток, молодой человек или родитель.
Почему родители не замечают о религиозных увлечениях детей?
Сегодня мы живем в информационном времени, где миром правит информация и смартфоны, это в большей степени чувствуют наши дети с рождения, которым сегодня как нам уже не нужны телевизоры, благо у родителей есть замечательные смартфоны, где можно найти мультфильмы и игры.
Иногда чтобы отдохнуть от активности и назойливости, а также внимания ребенка к себе нам достаточно отдать в его руки телефон, при этом мы не задумываемся о развитии детей зависимости от смартфонов, ухудшения зрения. Зачем об этом думать, когда мы сами заняты листанием контента разных пабликов в соцсетях или своими насущными проблемами.
Однако вырастая наши дети привыкают к свободе действия в интернете, переписке со своими одноклассники в мессенджерах, в особенности поиске информации в Google. Приходится увы констатировать тот факт, что так дети отдаляются от помощи и советов родителей, тем более они всегда заняты.
Увы привычка искать информацию в Интернете, приводит их искать интересующее по вопросам религии также в соцсетях, благо подобных религиозных пабликов на любой вкус предостаточно на всех платформах популярных социальных сетях.
Поэтому неудивительно что подростки и молодежь являются основной категорией читательской аудитории каналов и страниц религиозного характера.
Как молодежь находит религиозные паблики?
Вхождение в орбиту радикальной идеологии, вовлечение в ряды деструктивных течений и активное распространение незаконного контента в большинстве случаев связано с отсутствием религиоведческой грамотности.
К примеру подросток или молодой человек часто слышит об исламе, источником может послужит интересный разговор с другом, новоть в СМИ. Где можно дополнить эти знания. Логично – персональный помощник Google, при этом мы даже на минуту не задумываемся спросить у своих родителей (у них нет на меня времени и они не интересуются вопросам религии) или просто сходить в ближайшую мечеть (там много людей и имамы часто заняты).
В итоге посредством поисковика находит религиозных паблик по исламской тематике, с хорошими картинками по исламу и выступлениями зарубежных арабоязычных проповедников, красиво говорящих о канонах об исламе с переводом на русском языке.
Вот благодаря агрессивному SMM-продвижению и продуманному маркетингу большинство молодых казахстанцев попадают на псевдосалафитские ресурсы в социальной сети «ВКонтакте», благо там их тысячи, с разнообразным контентом как для мужской, так и женской аудитории, для всех возрастных категорий.
Чем притягателен контент деструктивных течений и террористов?
В отличии от официальных интернет-ресурсов и пабликов официального духовенства (Духовное управление мусульман Казахстана и др.) религиозный каналы и сообщества нетрадиционных религиозных течений (далее – НРД – в лице христианских, непротестантских церквей) и деструктивных религиозных течений (далее – ДРТ – в лице салафизма, хабашизма, суруризма и др.) имеют разносторонний контент (начиная от музыки, изучения английского, арабского языка до восточной кухни), где идеология дается дозированно и ненавязчиво. Для удобства пользователей подобные ресурсы имеют свои аккаунты на всех площадках соцсетей и мессенджеров.
При этом подобные ресурсы имеют яркий дизайн, постоянное модерирование и обновляемый контент в виде текстовых и фотоматериалов.
С целью увеличения читательской аудитории активно используют ключевые теги и SMM-продвижение, в итоге они имеют максимальную читательскую аудиторию.
Таким образом, наличие SMM, яркого и продуманного контента позволяет подобным ресурсам охватить максимальное количество читательской аудитории и пропагандировать свою деструктивную идеологию.
Как молодежь радикализуется посредством интернета?
Необходимо понимать многие религиозные каналы размещают религиозный контент.
Подписке на конкретный канал религиозной направленности содействует косвенная реклама на одном из популярных пабликов по тематике вкусной кухни, дизайна комнат или просто музыкального канала.
Далее пользователь при заинтересованности на подписанном канале может найти ссылки на сообщества с конкретным религиозным контентом, где он может найти “хороших собеседников” и получить ответы на “интересующиеся вопросы” по религии.
Подобной тактики придерживаются и салафитские каналы, большинство из них предлагают азы изучения арабского языка и основ ислама, однако в действительности предлагают искаженные сведения об исламе, отрывчатые данные из аятов и сур Корана, а также лекции «популярных» и «продвинутых» псевдошейхов из ближнего и дальнего зарубежья, чьи выступления в целом интересны и понятны для всех возрастных категорий и подготовлены на русском языке.
Посредством перехода от ванильных – умеренных – агрессивных салафитских пабликов, в большинство пользователей которым нравится салафитская идеология, в поисках более радикального контента переходят на паблики запрещенных международных террористических организации (в лице ИГИЛ, Аль-Каеда, Хайят Тахрир аш Шам, Талибан – далее МТО).
Именно так насмотревшись популярных видеоматериалов МТО видео о «горькой судьбе» мусульман Ближнего Востока, большинство казахстанцев уехало в Афганистан, Сирию и Ирак.
Необходимо понимать уголовно наказуемо не только участие в деятельности зарубежных террористических организации, но и подписка на паблики террористических организации (в особенности их репост на своей странице), но и отправка денег на помощь «мусульманам» (в действительности деньги уходят на финансирование террористической деятельности, а не на помощь сиротам).
Серикбол Билялов