Суббота, 13 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Асылбек Избаиров: Ослабление ДУМК приведет к усилению нетрадиционных течений

17.11.2021
в Интервью
0
213
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

В последнее время на некоторых сайтах и соцсетях стали появляться статьи о религиозном кризисе в Казахстане. Духовенство обвиняют в неспособности эффективно решать поставленные перед ним задачи, а государство – в чрезмерном вмешательстве в религиозную сферу, создании в ней огромного бюрократического аппарата и так далее. Данную ситуацию прокомментировал доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований, профессор Асылбек Избаиров.

— Асылбек Каримович, как вы знаете, в некоторых электронных СМИ и соцсетях активизировались нападки и критика в адрес муфтията и в целом Духовного управления мусульман Казахстана. Такое ощущение, как будто кто-то специально это делает. Что происходит, кто за этим стоит?

— Да, я видел, читал, но, отвечая на этот вопрос, мне хотелось бы абстрагироваться от персоналий и больше обратить внимание на возможные последствия такой огульной критики в отношении центрального органа мусульман Казахстана — самого крупного религиозного объединения страны.

Надо признать, что в целом Духовное управление мусульман Казахстана на протяжении всей нашей Независимости успешно выполняет свою главную функцию – институциональную консолидацию большей части отечественной уммы. И сегодня его деятельность при всех имеющихся недостатках является, безусловно, стабилизирующим фактором как на религиозном поле Казахстана, так и для внутриполитической ситуации в стране.

А сомнительная критика такой тонкой и чувствительной сферы, как религия, является больше дестабилизирующим фактором. Возможно, некоторые сценарии реализуются с подачи или, как минимум, в интересах внешних игроков.

— То есть?

— Во-первых, это может быть целенаправленная акция по дискредитации личности Верховного муфтия или муфтията со стороны действующих оппозиционных групп, имеющих какие-то личные обиды. Или со стороны конкурирующих нетрадиционных религиозных структур, которые, возможно, ранее имели более вольготное положение, но с приходом нового муфтия потеряли свои позиции, и, чтобы вернуть их, ищут возможности по его смещению.

Имам из Казани: Что такое ваххабизм и чем он опасен?

Имам из Казани: Что такое ваххабизм и чем он опасен?

03.12.2025
Крупнейшие мечети Казахстана: что строится сегодня

Крупнейшие мечети Казахстана: что строится сегодня

26.11.2025

Во-вторых, это может быть более негативный сценарий, реализуемый антиисламскими кругами, вероятно, действующими в интересах внешних игроков. Как мы знаем, сегодня есть такие группы, которые постоянно поднимают в социальных сетях антиисламские темы, и для которых существование консолидационного единого органа мусульман Казахстана является крайнее нежелательным фактором.

— Например?

— Например, некая идейная антиисламская группа, известная нам как «тенгрианцы» — сторонники неоязычества. Они претендуют на возрождение «исконной религии предков казахов», но в действительности это типичный искусственный «новодел», эклектичная смесь, включающая даже элементы сибирского шаманизма, абсолютно чуждые казахской культуре.

Кто-то скажет, что каждый, в конце концов, имеет право сходить с ума по-своему, но на их веб-сайтах и форумах можно видеть открытые оскорбления в адрес религии ислама. И это лишь один пример, наиболее кричащий, гротескный.

По этой причине любая критика, направленная на изменение существующего формата структуры и работы ДУМК, и подразумевающая под собой понижение его статуса, делегитимацию, создание параллельных структур, дробление на региональные «муфтияты» и тому подобное, имеет явную дестабилизационную направленность по отношению к религиозной сфере в целом.

Мы должны четко понимать, что ослабление такого важнейшего института традиционного ислама, как ДУМК, неизбежно приведет к усилению позиций нетрадиционных «альтернативных» течений на исламском поле Казахстана.

Нам нужен активный, созидательный, конкурентоспособный муфтият

Также мы можем справедливо задаться вопросом: почему эти процессы происходят именно в исламском религиозном поле? Отвечу.

В настоящее время ислам является традиционной религией более 80 процентов населения Казахстана, и, соответственно, именно исламский сектор религиозного поля представляет особую стратегическую важность и актуальность для внешних игроков.

— Но, Асылбек Каримович, мы же прекрасно понимаем, что без критики, без критического мышления, без критического осмысления никак нельзя, иначе роста никакого не будет…

— Конечно, критика должна быть, и эта критика должна способствовать совершенствованию работы, выправлению идеологических изломов. Но критика должна быть конструктивной и созидательной, не с целью делегитимации, а направленная на улучшение работы. Никто не спорит, проблемы в деятельности ДУМК есть, они общеизвестны, но их решение требует именно эволюционного подхода.

На мой взгляд, сейчас более актуальной является выработка конструктивных предложений по повышению реального авторитета отечественной школы богословия и лидеров традиционных религиозных структур, а также существенное повышение качества отечественной системы религиозного мусульманского образования.

Как вы знаете, с этой целью мы буквально недавно провели международную научно-практическую конференцию, где с коллегами из других стран обсуждали геокультурный суверенитет и возрождение центральноазиатской школы богословия.

— Что это даст?

— Это дало бы нам геокультурную идентичность, духовный суверенитет и способствовало преодолению мозаичности религиозного поля стран Центральной Азии. Сегодня это поле неформально разделено на различные группы по признаку того, в каких странах в свое время обучались их нынешние лидеры. Это Турция, Египет, Саудовская Аравия, Пакистан, Ливан и так далее.

В сфере совершенствования исламской системы образования можно было бы по опыту каирского университета «Аль-Азхар» открывать параллельные родственные факультеты светской направленности – востоковедения, истории, социальных наук с кафедрами социологии, психологии, политологии.

Соответственно, библиотечная база исламского университета должна быть пополнена, кроме собственно теологических работ, научной литературой по современным вышеназванным светским дисциплинам.

Также необходимо усилить научно-методическое обеспечение образовательного процесса авторскими ханафитскими материалами, имеющими непосредственное отношение к истории Казахстана.

Второе. По опыту Узбекистана целесообразно открывать узкопрофильные факультеты или же отдельные учебные заведения. К примеру, в Самарканде есть школа хадисоведения, в Маргилане – школа факихов. Тогда мы тоже смогли бы выпускать грамотных, образованных теологов и религиоведов.

Как видим, поле для конструктивной критики и улучшения качества деятельности ДУМК хватает.

Нам сейчас нужен активный муфтият – не плетущийся позади всех процессов, а деятельный, созидательный, конкурентоспособный.

Казахстанский ислам и светское государство вместе надолго

— Так в чем, по-вашему, состоит основная функция ДУМК на религиозном поле Казахстана?

— Понимаю, о чем вы. Когда звучала критика в адрес ДУМК, справедливо приводились доводы, что муфтияты в свое время были созданы царской колониальной властью специально для контроля мусульман. Возможно, в то время на муфтияты и были возложены такие функции, но сегодня потенциал ДУМК, как проводника государственной политики в исламской сфере, направлен на гармонизацию общественного развития между светским государством, современным обществом, национальными культурами и религиозным сознанием. Но насколько удачно реализуется этот потенциал – другой вопрос.

Сегодня мы должны понимать, что ислам для государства – это духовно-нравственный резерв нации, источник здоровой духовной энергии, а государство для казахстанского ислама – защита, своего рода гарант физического выживания, особенно если учесть наше геополитическое и цивилизационное окружение. И, по сути, сегодня мусульманская идентичность является ментальным стержнем и фундаментом суверенитета страны.

В этой связи функционеры ДУМК должны понимать, что перед ними стоят задачи общегосударственного масштаба, и у них не должны уходить силы и время на всякие внутренние разборки, скажем так. Духовное управление мусульман Казахстана не должно быть стороной конфликта, оно должно быть выше этих процессов и выносить справедливые фетвы (решения).

Проще говоря, эта организация должна решать более глобальные вопросы по модернизации роли ислама в современном обществе, религиозного мышления, по выработке баланса светской, национальной и религиозной систем ценностей, формированию некой идейной основы для долгосрочного социального договора между государством и религией, и многое другое.

Также необходимо активизировать продуманную политику вывода молодежи и других групп населения из-под влияния нетрадиционной религиозной идеологии.

— Как это можно сделать?

— Это можно сделать путем укрепления позиций традиционного суннизма и авторитета отечественной системы образования, а также их лидеров. Таким образом, думаю, значительно снизятся многие потенциальные риски.

Следует признать, сегодня Духовным управлением мусульман проводится большая работа по улучшению религиозной ситуации в стране, поэтому нам нужно с перспективой выстраивать конструктивную повестку дня и возможности совместной плодотворной работы с крупнейшим религиозным объединением страны.

Согласно положениям и учениям ислама, между исламом и светским государством в Казахстане вполне может быть реализуем долгосрочный (фактически бессрочный) договор и компромисс. В рамках которого верующие смогут иметь религиозную мотивацию для лояльности к светскому национальному государству, основываясь, прежде всего, на принципах повиновения правителю, сохранения социальной стабильности, избегания фитны (смуты), а также проявления истинного патриотизма.

Государство, со своей стороны, может видеть в традиционном исламе стержень цивилизационной идентичности страны.

— Некоторых экспертов настораживает такая постановка вопроса. Высказывается мнение, что это может пошатнуть устои светского государства в Казахстане. Что скажете?

— Отвечу конкретным примером. Мне приходилось подолгу бывать в Турции, я с интересом наблюдал за их обществом. Оно в целом на порядок религиознее, чем у нас. И у власти находится партия, которую принято считать исламской. Но знаете, что я вам скажу? По моему убеждению, в обозримом будущем Турция останется светским государством.

— А при чем тут Турция?

— При том, что в Казахстане даже ставить вопрос таким краем некорректно. Ну, просто нет у нас такой повестки. Зато есть другая.

Геополитическая ситуация в мире развивается стремительно, и в очень опасном направлении. Это создает для нас угрозу потерять не СВЕТСКОЕ государство, а ГОСУДАРСТВО как таковое. Вот чего надо опасаться, вот против чего бороться. Просто сопоставлять реальные угрозы и воображаемые.

Как я уже сказал, казахстанский ислам физически не выживет без национального государства, которое у нас есть. А государство без ислама потеряет духовную опору. И светская, и религиозная части общества должны четко это осознать, зарубить себе на носу.

Казахстанский ислам и светское государство вместе надолго. И им необходимо выработать прочный консенсус.

Источник: Zakon.kz

Тэги: Асылбек ИзбаировДуховное управление мусульман КазахстанаКазахстан
Поделиться5Твитнуть3Поделиться1Поделиться

Похожие записи

Исламский банкинг в Казахстане: закон есть, но система не работает
Избранное

Исламский банкинг в Казахстане: закон есть, но система не работает

07.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
Следующий пост

VIII Саммит глав государств Тюркского совета

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Токаев принял от Ирана 27 древних рукописей о Казахском ханстве
Избранное

Токаев принял от Ирана 27 древних рукописей о Казахском ханстве

13.12.2025
ЮНЕСКО-2025: Юрта, алабай, кобыз и кухня включены в мировое наследие
Избранное

ЮНЕСКО-2025: Юрта, алабай, кобыз и кухня включены в мировое наследие

13.12.2025
Алжир и Казахстан укрепляют духовное сотрудничество
Новости

Алжир и Казахстан укрепляют духовное сотрудничество

12.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00