В последние годы в Казахстане имеет место бурный рост религиозности населения. Указанное подтверждают переполненные в пятничные дни большинство мечетей городов и районных центров, где подавляющая часть прихожан – молодежь.
Определенная часть общества видит в этом позитив, как источник укрепления морали и нравственности, а другая опасается возможного роста радикализации и утрату традиционных ценностей.
Представляет ли угрозу рост религиозности среди казахстанской молодежи и как предотвратить ее радикализацию в интервью порталу «Kazislam.kz» рассказал инспектор КГУ «Центр по изучению проблем религий» акимата Жамбылской области Батырбек Атамкулов.
– Батырбек Керимбаевич как вы относитесь к процессу религиозности населения в стране?
– Существуют разные мнения, но по мнению отдельных экспертов, государству не надо бояться и тем более бороться с возрастающими естественными духовными потребностями казахской молодежи, однако надо уделить внимание на привитие им правильных религиозных знаний и традиционных ценностей.
Возросший интерес к Исламу современной казахстанской молодежи они аргументируют ростом национального самосознания с началом обретения независимости. С их слов, молодежь сегодня заполняющие мечети в большинстве своем нормальные и адекватные люди, которые не выедут в зону боевых действий и не совершат самоподрыв, за исключением отдельных радикализировавшихся малочисленных групп с которыми работают соответствующие органы.
– Есть ли факты подтверждающие подобные экспертные мнения?
– Да в рамках своей текущей работы мы проводим социологические опросы среди студентов, Так недавние результаты проведенных социологических опросов среди студентов первых курсов Таразского регионального университета показало, что большая часть студенческой молодёжи считает необходимым верить в Бога (на вопросы: «Как вы думаете, нужна ли людям вера в Бога?» 91,6% студентов ответили на вопрос утвердительно, «Считаете ли себя верующим в Бога?» 92,5% студентов ответили «да» и «Вера в Бога должна быть в сердце каждого человека» ответили «да» 48,1% студентов). В опросе приняло участие 3 128 студентов и проводился с помощью программы «google.forms».
Из опрошенных студентов – 94,7% придерживаются Исламского вероисповедования, 1,2 % исповедуют Христианство, лишь 4,1% студентов не исповедуют никакой религии.
При этом, около половины из них часто ходят в мечети (40,3%) и читают религиозную литературу (56,5%). При этом, 33,2% из опрошенных студентов религиозную информацию берут «в социальных сетях» и 39,3% «от имамов мечетей».
– Каковы причины вхождения студентов в религию по опросу?
– Как отмечают студенты, определенная часть молодежи становится религиозным для избавления от плохих качеств и душевных страданий (25,7% студентов считают, что вера предотвращает плохие поступки и позволяет стать нравственным человеком», а 16,7% считают, что вера утешает и помогает страдающему человеку).
На вопрос «хотели бы вы иметь молитвенный зал, где можно было бы совершать религиозные обряды в учебных корпусах и общежитиях» – 60,1% студентов ответили положительно.
– Как студенты относятся к светскости и ношению религиозной одежды?
– Концепцию светского государства 82,2% студентов видят в «свободе вероисповедания граждан и отделении религиозных институтов от государства».
49,1% из опрошенных не возражает ношению религиозной одежде в университете, а 39,5% студентов считает, что это личный выбор каждого гражданина.
– Проводился ли опрос среди школьников по вопросам религий. Каковы его результаты?
– Да. Социальный опрос среди старшеклассников города Тараз и 10 районов области с сентября по октябрь. Всего было опрошено 10 046 учеников в возрасте 14-15 лет, участие 44,6% мальчиков и 55,4% девочек.
Картина схожа практически со студенческой средой. Рост духовных потребностей молодежи также подтверждают результаты опроса учеников старших классов средних школ Жамбылской области.
Основной целью опроса было выявление состояния религиозной ситуации в средних учебных заведениях и отношения школьников к религии.
Как показали результаты опросов, определенная часть старшеклассников (30,2%) соблюдают религиозные каноны, при этом подавляющее большинство из них (50%) получают религиозные знания из Интернета и от своих родителей. В большинстве семей родители рассказывают своим детям о религии (44,6%) и отвечают на их интересующие вопросы (55,2%). Ученики не получающие от родителей ответы на вопросы по религии, компенсируют знания из Интернета (40,8%).
Кроме того, учащиеся в кругу друзей и сверстников часто обсуждают религиозные вопросы (48,8%). Большинство школьников в социальных сетях слушают передачи и проповеди «Нурлана Имама» (63,8%). Озабоченность вызывает тот факт, что некоторые респонденты слушают лекции запрещенного салафитского проповедника Дилмурата Абумахамада (7,0%).
По мнению учащихся, одними из основных причин попадания под влияние экстремистских и террористических организаций являются низкие религиозные знания (31,0%) и наличие стрессовых ситуаций (20,2%).
На вопрос, какие предметы на религиозную тематику вы рекомендуете ввести в учебную программу, определенная часть учащихся выбрала предмет «Исламская культура» (30,8%), что подтверждает интерес школьников к Исламу.
– Какие меры предполагаются осуществлять по результатам социологических опросов?
– Вышеуказанные сведения предполагают принятие совместных комплексных мер со стороны заинтересованных государственных органов.
В частности, необходимо организовать периодические встречи с учащимися старших классов и их родителями, где им необходимо донести каноны традиционной религии и признаки деструктивных течений.
Предстоит также совместная комплексная работа психологов и родительского комитета с привлечением религиоведов для своевременного выявления психологического состояния учащихся и правильного направления в процессе их духовного поиска. В этой связи, необходимо доведение учащимся телефоны горячих линий психологов и религиоведов.
Также учитывая, наличие авторитета среди учащихся «Нурлан Имама» в качестве религиозного проповедника (63,8% указали его), необходимо изыскивать возможности для приглашения его в регионы на встречи с молодежью. Сегодня имам Нурлан Асанов уже посетил несколько регионов в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам религий.
С целью профилактики и вовлечения молодежи в деструктивные течения духовную потребность молодых сограждан необходимо удовлетворять путем их знакомства с нашим традиционным вероучением имеющим правильную акиду и богатой культурой казахского народа, которая состоит из вероучения нашего народа, обычаев, традиций и исторического сознания. Без привития людям национальной культуры, любые предпринимаемые действия и усилия по дерадикализации населения малоэффективны, так как культура – основной источник духовного и материального возрождения человека, поддерживающая основы Нации.
Поэтому необходимо на встречи с учащейся молодежью, в т.ч. на классные часы, приглашать ветеранов труда и старейшин имеющих богатый жизненный опыт, знающих и соблюдающих традиции казахского народа.
Спасибо за интервью