Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

История ислама в Казахстане

30.11.2018
в Общество
0
6.7k
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Профессор, доктор исторических наук Асылбек Избаиров

Характерной особенностью распространения исламской идеологии в центрально-азиатском регионе, помимо хронологического фактора, являются ее многообразие, взаимопереплетение с интересами местных общин, ее взаимодействие с национальными культурами.

Историки-исламоведы отмечают существование нижеследующих направлений ислама в Центральной Азии: суннитские и ши‘итские движения и течения (мурджи’изм, исма‘илизм, мубаййида), суннитские теологические школы (матуридийа, аш‘арийа, каррамийа), суннитские богословско-правовые толки (ханафитский, шафи‘итский), суфийские братства (йасавийа, накшбандийа, кубравийа, ‘ишкийа, кадирийа). Исторически сложились мощные суннитские общины на большей территории Центральной Азии. Как анклавы бывших ши‘итских общин в современный период сохранились исма‘илиты Горного Бадахшана. Классический ислам в форме этих учений развивался в тесном взаимодействии с национальными культурами и традициями народов региона. В результате в Центральной Азии сложилась региональная форма мусульманской религии, являющейся составной частью исламской цивилизации[1] и она представляет собой адаптацию (в ходе трансформации, синтеза, эволюции) религии к местным этнокультурным традициям. В данном случае можно говорить о центрально-азиатском традиционном региональном исламе. Носителями этого социокультурного комплекса являются коренные этносы. А основным стабилизирующим стержнем и традицией этих народов остается ислам.

Нужно констатировать, что формирование традиционного мусульманского общества в Центральной Азии был долгим процессом. Начальной точкой этого процесса можно считать проникновение арабских войск в регион во второй половине VII в., в период правления первого омеййадского халифа Му‘авийи ибн Аби Суфйана (660-680).

Первые известия о контактах мусульман и тюрков датируются 751 годом Таласской битвы, когда в сражении между мусульманами Арабского халифата, которые продвигались вдоль южного маршрута Шелкового пути и  войсками империи Тан, тюрки вступили в битву на стороне первых и сообща нанесли империи сокрушительное поражение. Постепенно, мусульмане закрепились на территории стратегического перепутья торговых путей в Мавераннахре, где сходились караванные дороги из Китая, Индии, Ближнего Востока, Сибири и Северной Европы. Благодаря торговле тюркские племена одно за другим принимали ислам.

Идеологическое влияние в отношении конных тюрков, которые были основной военно-политической силой в Евразии, обеспечивало контроль за торговыми путями и возможность контролировать города, добиваться гегемонии в евразийском масштабе. Поэтому борьба была упорной, с расчетом на воспитание нескольких поколений. Одно за другим тюркские племена принимали ислам и под давлением других племен были вынуждены покидать исторический Туркестан. Огузы вытеснили карлуков, сельжуков и канглы, (известных как баш-инак или печенеги), потом огузов оттеснили кимаки и кипчаки. Спустя столетие вчерашние гегемоны степи сами принимали ислам.

В начале ислам проник в южные оседлые районы, а в IX в. в результате саманидских завоеваний были исламизированы тюрки-карлуки, потом уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и в бассейне Сырдарьи, что привело к постепенному формированию «общемусульманской культуры» среди местного населения[2]  и, соответсвенно мусульманских общин в Центральной Азии со специфичным своим этнокультурным оттенком. Укрепление позиций ислама происходит в период правления династии Караханидов (999-1212), при которых ислам приобрел статус государственной религии в оседлых и кочевых регионах. Первым правителем-мусульманином из этой династии стал Сатук ибн ‘Абд ал-Карим Богра-хан, который скончался в 955 г.[3].

140-летие Мыржакыпа Дулатулы: жизнь, творчество и наследие

140-летие Мыржакыпа Дулатулы: жизнь, творчество и наследие

25.11.2025
От идеи к институту: Тюркской академии — 15 лет

От идеи к институту: Тюркской академии — 15 лет

19.11.2025

Российские исследователи С.Г. Кляшторный и Т.И. Султанов считают, что интенсивность исламизации караханидских тюрок была обусловлена приемлемостью путей вхождения тюркских племен в уже давно сложившиеся хозяйственно-культурные регионы Средней и Передней Азии. При этом зона влияния ислама была детерминирована пространством хозяйственно-культурного взаимодействия [4].

Первый канал глубокого проникновения ислама наблюдается в результате деятельности мурджи’итского движения в восточной части Халифата, заложившие основу для протоханафитских идей. Мурджи’итское движение возникло во время борьбы за власть в арабском халифате среди противоборствующих группировок – сторонников ‘Али ибн Аби Талиба (656-661) и претендентов на престол из династии Омеййадов (661-750), и уже в середине VII в. оно идентифицировалось с борьбой за равноправие всех мусульман независимо от их этнической принадлежности.

В Саманидский и Караханидский периоды сформировались первоначальные ханафитские центры во всех крупных городах Мавараннахра и Туркистана.

В домонгольский период можно отметить деятельность трех основных направлений ислама это: а) влияние первых аскетов (зуххад) ислама; б) деятельность ханафитских и шафи‘итских факихов; в) вызов первых традиционалистов (ахл ал-хадис).

Постепенно ханафитские факихи в течение XI-XII вв., развивая положения своего толка против вызовов традиционалистов, выходят в лидирующие позиции в регионе.

Известно, что в VIII-IX вв. в мусульманском праве (фикх) сложились четыре школы: ханафитов, шафи‘итов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей).

Ханафитская школа исламского права сложилась в VIII в. в Ираке, основоположником ее является мусульманский богослов Абу Ханифа ан-Ну‘ман ибн Сабит ал-Куфи ал-Имам ал-А‘зам (699-767). С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое исламское сочинение по догматике «Асл ат-таухид». Он является первым, кто применил методы казуистического (от слова «казус» – происшествие) исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение религиозных положений и требований повседневной жизни.

Пост монгольский период внуки Чингизхана приняли ислам как Берке, правитель Улуса Джучи, который саботировал антимусульманский поход Хулагу, позже вступил с ним в борьбу и тем самым чуть ли не спас умму от уничтожения.

Так целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1257-1267), также в 1283 г. ислам принимает хан Туде-Менгу (1280-1287), и особенно это политика усилилась при хане Узбеке (1312-1341). Дальнейшее усиление позиции ислама в XIV в. связано с приходом к власти Амир Тимура (1370-1405).

В это время и на территории современного Казахстана начинают формироваться сильные богословские центры ханафитского фикха. Также вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского братства Йасавийа уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Йасави (ум. в 1166-67 г. в г. Йасы/Туркестане).

В рамках ханафитского мазхаба свое развитие также получило теологическое учение Матуридийа. Основатель учения имам Абу Мансур ал-Матуриди родился в Самаркандской области, селе Матурид (родился в 280/894 г. и умер в 333/944-45 г.). Имам ал-Матуриди собрал все богословские суждения, позиции по основам богословия (калам, усул ад-дин), дошедшие до него от Имама Абу Ханифа, и написал на их базе книги («Китаб ат-таухид», «Та’вилат ал-Кур’ан»). Это позволило ему стать ведущим ученым – основателем теологической школы в рамках ханафитского мазхаба.

Абу Мансур ал-Матуриди был современником Абу-л-Хасана ал-Аш‘ари (ум. в 936 г.) и, их воззрения в целом очень близки, ведь они оба развили свою доктрину в качестве ответа на доктрину му‘тазилитов.

В последующем часть потомков Чингизхана исповедовали суннитский ислам школы ханафитского мазхаба, прежде всего в Улусе Джучи, и защищали религию и страну от врагов ислама: от ламаизм-буддизма, который был разработан для джунгар, которых мусульмане называли калмак (от слова калмак – отставший от прямого пути), от синкретических. псевдо-мусульманских течений абу-муслимия и шиитов (кызылбаши – из-за 12 красных повязок на чалме в честь 12 имамов у рафидитов), от европейской колониальной экспансии по эгидой царей Романовых, которые руководствовались империалистической идеологией Третьего Рима.

В период до нашествия Чингизхана предки казахов назывались «кипчак» по названию одного из самых влиятельных степных родов. После нашествия Чингизхана и его потомков, начиная примерно с конца 13 в., тюрки-мусульмане называли себя «ногайлы», по имени чингизида Ногая, который собрал мусульман и воевал с ханом Тохты, который исповедовал буддизм. После переворота Узбек-хана в начале 14 в., когда мусульмане установили гегемонию  в степи, тюрков мусульман стали называть «узбеками». Одна из соперничавших групп мусульман-чингизидов (Урусиды) в 15 в. вела образ жизни «казахов», то есть своевольных претендентов на власть. В начале 17 века, после того как мусульмане узбеки и ногайлы потерпели сокрушительное поражение от джунгар (калмак), сопротивление ламаизм-буддизму успешно возглавили Урусиды, после чего  имя «казах» приобрело в степи престиж, став узлом пересборки разбитых мусульманских родов, откочевавших к единоверцам-чингизидам и одним из самоназваний народа кочевых тюрков-мусульман. После успешных сражений этническое наименование  «казах» сохранилось в истории.

Запас прочности, приобретенный и закаленный в смертельных битвах с калмаками, позволил народу выстоять даже в период европейской колониальной экспансии, которая продолжалась два с половиной столетия от середины 18 в. до второй половины ХХ в., в период имперской и советской оккупации и атеизма. Тем не менее, благодаря стержню веры тюрко-мусульманской идентичности казахский народ выстоял в испытаниях и сегодня укрепляет независимость.

С приходом на территорию Центральной Азии Российской империи главным действующим субъектом в религиозных процессах становится государство. Государственные органы старались использовать «религиозный фактор» в своих интересах, в то же время, выступая главной направляющей и контролирующей силой в религиозных процессах. Главным объектом нападок государства, в силу известных причин, стала местная богословская среда. В этих противоречивых процессах ход эволюционного развития традиционного ислама стараниями властей был прерван. В соответствии с новыми реалиями и вызовами мусульманское духовенство старалось выжить, приспособиться, найти новые основы для дальнейшего своего существования, выбирая либо конформистский (мирный) или радикальный (немирный) путь выживания.

Рассмотрение религиозной ситуации в период колонизации Российской империи показало ряд интересных моментов. Это касается, в первую очередь, действий государственных органов по поддержке или внедрению новых нетрадиционных исламских учений в целях противодействия местному традиционному духовенству в Центральной Азии.

Политика христианизации «инородцев» и всемерного побуждения мусульман к переходу в православие в Российской империи, активно проводившаяся в жизнь еще во времена царя Ивана Грозного, продолжилась при царях Петре I, Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. В этом русле издавались отдельные указы (1717 г., 1719 г.), согласно которым подтверждалось право владения землей и крестьянами лишь за крестившимися подданными. В то же время появился интерес к исламу, что проявляется в изучении этой религии. Так в 1716 г. по повелению Петра I был осуществлен русский перевод Корана, а в 1722 г. появилось первое в России научное исследование по исламу, проделанное Дмитрием Кантемиром.

После смерти Петра III в 1762 г. к власти в Российской империи пришла Екатерина II, открывшая новую страницу в отношениях российских властей с мусульманами. В целом, период правления императрицы до 1796 г. считается одним из самых благоприятных для российских мусульман. Так в 1789 г. в Уфе создается Оренбургское духовное собрание, которое должно было осуществлять контроль над религиозными процессами на территориях расселения всех российских мусульман. Постепенно начался процесс встраивания мусульманских богословов в сословную структуру империи.
С 1831 г. начало функционировать Таврическое магометанское духовное правление в Крыму. В 1872 г. возникли Суннитское и Шиитское духовные управления на Кавказе.

В сфере выстраивания политики с мусульманами у российских властей сложились два «тактических» курса возможных действий: а) более гибкий и либеральный (С.Ю. Витте); б) более жесткий и нетерпимый (П.А. Столыпин). Оба политика, значительные государственные деятели монархии Романовых в конечный период их правления, при своих известных расхождениях в подходе к «мусульманскому вопросу», сходились в одном, на их взгляд, самом главном – необходимости интегрировать российское «мусульманство» в «единое государственное тело» Империи, т.е. в общее социокультурное пространство страны через русскоязычную систему образования[5].

Процесс присоединения и освоение мусульманских территорий в составе Российской империи происходил неодинаково: отдельные владения – Среднее и Нижнее Поволжье, отдельные сибирские земли, Крым, Северный Кавказ, Центральная Азия были завоеваны; а остальная часть – башкирские, ингушские, казахские, отдельные азербайджанские земли присоединены по договору. Таким образом, в пределах Российской Федерации сформировались и функционировали три исторически сложившихся очага суннитской исламской цивилизации: один – на Северном Кавказе, другой – в Волго-Уральском регионе, третий – в Центрально-азиатском регионе.

Новый этап в освоении Средней Азии начинается с покорением Бухарского эмирата (1753-1920), Кокандского (1798-1876) и Хивинского ханств (1770-1920). Сразу, после завоевания Ташкента в 1865 г., первый военный губернатор Туркестанской области М.Г. Черняев принял на себя обязательство сохранять в неприкосновенности всех институтов ислама в обмен на лояльность мусульманских религиозных деятелей.

В дальнейшем политика царского правительства по оказанию давления на мусульманских духовных деятелей с целью их ослабления, была продолжена (после Российской империи) и в советскую эпоху. Основным объектом репрессивной политики власти оказалась местная богословская среда, состоящая в основном из правоведов (факихов) ханафитского толка и приверженцев суфизма. В этих целях использовались, в качестве противовеса, различные течения и направления ислама.

В развитии ислама в Центральной Азии несколько раз произошла смена цивилизационного вектора развития:

  1. В эпоху Караханидов, Саманидов и Золотой Орды, Казахского ханства наблюдается господство ислама в качестве государственной религии.
  2. Доминирование ислама неоднократно прекращалось нашествием Кара-Китаев (1141-1212) и завоеванием Монголов (1218-1370).
  3. Начиная с новейшей истории казахстанское мусульманское общество, ощутило на себе три геокультурных вызова:

— колонизация Российской империи;

-атеистическая политика Советской власти.

В эти периоды основной направленностью политики колонизаторов и советов была борьба государства с традиционным исламом и местным духовенством.

Традиционный ислам за период имперской и советской политики был почти утрачен, сохранившись только в форме «теоретического книжного ислама» и «народных традиций», в то же время традиционный ислам показал и внутреннюю живительную силу, как социокультурный комплекс народов Центральной Азии.

На современном этапе вследствие получения независимости Казахстан и слома железного занавеса привело к появлению множество различных религиозных течений и организаций. При этом между этими направлениями сформировались разновекторные конфронтации, что привело к усилению их борьбы за сферы влияния.

Данная ситуация создает угрозу дальнейшему развитию казахстанского общества по нескольким основным аспектам:

— его духовной безопасности;

— его этнокультурной идентичности и самоидентификации;

-оспариванием нетрадиционными религиозными структурами доминантной роли традиционных религиозных институтов.

[1] Fragner B.C. Nationalität und «Glasnost» in der Sowjetunion // Sinks. – Münich, 1988. – S. 35-38.

[2] Бартольд В.В. Мусульманский мир // Сочинения. Т. 6. М., 1966. – С. 233. – 782 с.

[3] Бартольд В.В. Богра-хан // Соч. – Т. II. – Ч. 2. – М., 1964. – С. 506-508.

[4] Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан 1992. – 383 с.

[5] Арапов Д.Ю. Этническое и конфессиональное в российском «мусульманстве»: исламская политика государства в XX-XXI вв. // Вестник Евразии №3 (37). – Москва 2007. – С. 58-67

Тэги: исламИсторияКазахстан
Поделиться162Твитнуть101Поделиться21Поделиться

Похожие записи

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
285 тысяч казахстанцев получили адресную социальную помощь
Цифры и фото дня

285 тысяч казахстанцев получили адресную социальную помощь

26.11.2025
Загрузить еще
Следующий пост

Абу Ханифа и ханафитский мазхаб

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00