Вопрос: Как понять выражение о том, что «в случае необходимости запретное становится дозволенным?»

Ответ: Это один из основополагающих канонов исламского права. Влияние таких канонов весьма велико в принятии решения в рамках исламского права. Эти фундаментальные каноны определяются в соответствии с основными принципами Корана и хадисов.

Арабское слово «дарурат» в переводе означает «крайняя необходимость, значительная трудность, неприятность». А в исламском праве этот термин обозначает ситуации, когда решением возникшей проблемы является нарушение религиозных табу.

К примеру, касательно запретов, если одна из пяти ценностей по шариату (жизнь, вера, ум, совесть, имущество) будет уничтожена или разрушена, то это будет ситуация крайней нужды. Одним словом, то, что находится под запретом в обычных рядовых случаях, в ситуациях острой необходимости, подлежит дозволенности.

Так, все мы прекрасно знаем, что свинина харам. Но в отдельных случаях, за неимением другой пищи, ради спасения человеческой жизни, ее можно есть. Свидетельство тому аят из Корана:

«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден [пойти на это], не домогаясь запретного и не преступая [пределы необходимого], то нет на нем греха» (сура «Бакара», 173)

Все перечисленное в аяте в случае острой нужды можно употреблять в пищу. Но нужно учесть очень важный момент – нельзя делать это по желанию и выходить за рамки дозволенного. Это значит, что не стоит наедаться до отвала, прикрываясь разрешением. Нужно есть столько, чтобы не умереть с голоду.

Подобные разрешения можно часто встретить и в сунне нашего Пророка (с.а.с.). Это: во время голода есть запретное; произносить слова против веры в моменты угрозы для жизни; мужчинам в связи с состоянием здоровья надевать одежду из шелка, носить золото; совершать таяммум, даже при наличии воды, если она несет в себе угрозу жизни человека, и т.д.

Как мы видим, исламские правоведы, опираясь на подобные аяты и хадисы, утверждали правила: «В случаях острой нужды запретное становится дозволенным» (Мажалла, п. 21), «Нужда измеряется в соответствии с определенными критериями» (Мажалла, п. 22), и на их основе принимали решения.

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ  В каких отношениях мы должны быть с иноверцами?

Например, под запретом находятся свинина и продукция, в составе которой она есть, а также спиртные напитки. Но если врачи в связи с протоколом лечения назначают определенные препараты, содержащие свиной жир или спирт, и если их эффективность доказана и отсутствуют аналоги, то для сохранения здоровья разрешается применение таких препаратов.

Также если человек находится в крайне тяжелом состоянии, а лечение не дает ожидаемых результатов, то допускается пересадка органов (существуют отдельные правила и требования).

Из этих правил мы узнаем, насколько важно различать случаи крайней необходимости и их масштабы. А то зачастую люди, следуя за своим нафсом, прикрываясь якобы «острой нуждой», совершают грехи. К примеру, человек, пристрастившийся к алкоголю, не может отнести свое поведение к благоразумным, утверждая, что он не сможет прожить без выпивки, и что это для него крайне необходимо.  

Основная цель исламского шариата – повышение качества жизни человека, а не создание трудностей. В этом и кроется причина тех разрешений, которые не допустимы в обычных ситуациях.

Алау АДИЛЬБАЕВ

Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ

Написать отзыв