Как многие могли заметить, вопрос межэтнических отношений сегодня находится на «гребне волны», чему есть ряд важных причин.
И это несмотря на то, что этому вопросу всегда уделялось особое значение. На протяжении многих лет звучат слова о том, что: «приоритетом государственной политики Казахстана было и остается обеспечение единства народа Казахстана, мира и общественного согласия в стране».
Но насколько эффективна данная политика сегодня? Недавние события в Кордайском районе, как и другие резонансные события в СМИ, заставили задуматься как минимум некоторых жителей страны о положении дел в данной сфере, что в свою очередь вылилось волной критики в социальных сетях в адрес Ассамблеи народа Казахстана, как инструмента поддержания межэтнического согласия в стране.
Немало масла в огонь народного недовольства подлили своими явно провокационными высказываниями высокопоставленные российские политики относительно земельных и национальных вопросов. Чем они продолжают систематически заниматься и по сей день. Так, если к провокационным высказываниям того же В. Жириновского уже успели привыкнуть в нашей стране и списать это на его «личностные особенности» и специфику политической роли в РФ, то высказывания других политиков высокого уровня в таком же русле наводят рядовых казахстанцев, не сведущих в сложных геополитических процессах, на мысли о действительности различных претензий, как минимум о наличии не благого умысла. При этом в сети звучали опасения за территориальную целостность, проводилась аналогия с недавними крымскими событиями. Подобные высказывания все острее ставят вопрос «дружбы» с северным соседом перед простым обывателем, что ведет к некоторым последствиям на информационно-бытовом уровне.
К сожалению, данные высказывания не ограничиваются российскими чиновниками. Свою «лепту» в эскалацию напряжения периодически вносят и рядовые жители Казахстана, те, для кого эта земля стала новой Родиной. Так, периодически в интернете отмечаются «инциденты», связанные с оскорбительными высказываниями представителей малых этнических групп, проживающих не территории РК в адрес казахского языка, и в целом в адрес казахского народа. Конечно же, авторы подобных видео, получили свое законное наказание, и даже публично раскаивались в сказанном, дескать «не ведали, что творили». Однако, все эти ситуации продолжают медленно, но верно накапливать осадок недоверия в обществе, что требует новых решений.
Все эти высказывания, послужили в свою очередь толчком в социальных сетях, в особенности в фейсбуке для различных дискурсов на грани разжигания межэтнической розни. Можно найти крайне резкие высказывания с разных сторон в адрес тех или иных этносов, живущих под общим шаныраком Казахстана. Это в основном споры вокруг исторических и земельных вопросов в духе: «кто кого подвергал геноциду» и «кто кому дань платил» и что за это надо с кем сделать. Несмотря на умеренный тон таких дискурсов, они обладают значительным потенциалом для негативного развития.
Но хуже всего то, что даже в ситуациях, не имеющих никакого отношения к конфликтам на почве культурных и этнических различий, некоторыми псевдопатриотами-активистами начинают «притягиваться» межэтнические факторы, или как минимум акцентироваться внимание на национальностях в ходе возникающих конфликтов.
Например, когда был выявлен факт педофилии в г.Сатпаев в самый разгар пандемии, местные жители пытались линчевать предполагаемого преступника, что дошло до штурма полицейского участка. Даже в этой ситуации в соц.сетях нашлись те, кто сделал негативный акцент на национальном вопросе: «если преступник казах, то стыд казахам, а если преступник – представитель малой этнической группы, то «нет плохих народов, есть плохие люди».
Естественным образом, подобному настроению в обществе способствует и общий уровень напряжения в обществе из-за ситуации, связанной с течением пандемии: потеря работы, здоровья, смерть близких и ограничения свободы передвижения и досуга, что в свою очередь требует выплеска эмоций и поиска виноватых.
Учитывая стратегически важное положение Казахстана, не удивительным будет и то, что к данным процессам в РК приложили усилие внешние силы, заинтересованные в дестабилизации Казахстана. Существующая системность в «раскачивании лодки», является явным тому подтверждением.
По итогам данных событий, как уже отмечалось, звучало много критики в адрес АНК со стороны простых пользователей социальных сетей: обвинения в нейтральности, отсутствии «сильных» ответов и реакций.
Явным образом назрела необходимость актуализация значимости и расширения полномочий АНК, ограниченной ранее преимущественно задачами по сохранению и поддержанию культурного наследия этносов.
Как отметил по этому поводу председатель Комитета по развитию межэтнических отношений МИОР РК Г.Шойкин: «Мы сегодня работаем над тем, чтобы Ассамблея стала более открытой для общества, становилась все больше просветительским и социально-ориентированным учреждением. Уже сейчас действуют советы общественного согласия, советы медиации, советы матерей, клуб журналистов АНК, кафедры АНК в вузах, научно-экспертные советы. Действуют 30 центров волонтерского движения, в составе которых 2013 волонтеров. Кроме того, Ассамблея, кроме просветительской деятельности, также выполняет и социальные функции.
АНК активно проявляет себя в таких направлениях работы как благотворительность и медиация. В Казахстане действуют 17 кабинетов медиации при домах дружбы, которыми организована работа 318 диалоговых площадок для работы с населением».
В этом же ракурсе высказалась Министр информации и общественного развития Республики Казахстан А.Балаева. В её докладе было обращено особое внимание на важность адекватного освещения в СМИ событий, связанных с межэтнической сферой. Министр предложила создать даже специальный пул журналистов в области межэтнических отношений.
Данные частные задачи служат достижению главной цели – «построения справедливого общества с прогрессивными ценностями», поставленной президентом.
Ключевое значение в которой Касым-Жомарт Кемелевич отвел общенациональной консолидации представителей всех этносов и конфессий с целью беззаветного служения стратегическим интересам нашей единой Родины.
Что касается непосредственно религии, то показательным является тот факт, что на протяжении вот уже многих лет Казахстан является площадкой для проведения «Съездов лидеров мировых и традиционных религий», направленного на улучшение межконфессиональных отношений в мире и поиск решений социальных проблем.
В целом, религиозные деятели РК являются активными сторонниками продвижения идеалов лидера народа Казахстана. Повсеместно во время проповедей звучат призывы к единству, дружбе и проявлению терпения в нелегких ситуациях, к умению принимать и прощать своих ближних.
Так, ежегодно на день единства народа Казахстана в столице нашей родины проводится совместные межконфессиональные мероприятия, такие как высадка деревьев, организуемые Центром изучения религий г.Нур-Султан совместно с Управлением по делам религий. Данные мероприятия направленны на укрепление связей между лидерами религиозных общин города и продвижение ценностей светского общества, направленных на сохранение культурного многообразия и сохранение общества равных возможностей.
Участие в таких мероприятиях является естественным для верующих, ведь в основе мировых религий лежат идеи единения народов. В Коране сказано: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный». Библия также указывает на приоритетность духовной составляющей перед социальной и этнической: «где нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Здесь явно делается акцент на «единство в разнообразии», что является целью и нашей государственной политики – сохранить целостность народа при всей неповторимости, входящих в него этносов.
О необходимости компетенции руководства АНК не только в области межэтнических отношений, но и в сфере религии является дальновидное решение Елбасы, экс-председателя АНК, по назначению своим заместителем, фактическим исполнителем деятельности Ассамблеи – Азильханова М.А. – экс-вицеминистра МИОР, долгое время курировавшего реализацию политики в сфере религии. Данное назначение, ввиду выского профессионализма Азильханова М.А. предвещает значительные переменны и положительные сдвиги в области реализации межэтнической политики в РК.
Несмотря на все попытки преобразований сверху, все будет в пустую без поддержки рядовых граждан, перед которыми стоит непростая задача по участию в реализации замыслов лидеров страны. В наших общих интересах необходимо как минимум не поддаваться влиянию заинтересованных недоброжелателей: игнорировать провокационные заявления и публикации в интернете, и как максимум стремится на своем примере пропагандировать идеалы дружбы и конструктивного сосуществования разных народов, не позволять своим родным и близким поддаваться влиянию агрессивных злонамеренных настроений.
Александр Антипин, магистр религиоведения