Жаркентская мечеть находится в Панфиловском районе Алматинской области в городе Жаркенте.
Жаркентская мечеть была построена в 1895 году по проекту китайского архитектора Хона Пике при участии местных народных мастеров – Хасена Иманова, Таира Исмаилова, Насретдина Кары, Абдукадыра, Ушурбаки, Зайнутдина и других.
Мечеть была построена на пожертвования горожан, говорят, что в основном на деньги переселившихся из Кульджи уйгур.
Архитектор Хон Пике при проектировании мечети использовал элементы китайской архитектуры. Поэтому архитекторы отмечают, что мечеть имеет черты буддийского храма.
Площадь мечети составляет более 1,5 тыс. кв. метров.
Основным строительным материалом при сооружении здания служила древесина. Согласно ряду источников, при монтаже мечети не использовались гвозди.
Здание состоит из двух этажей.
Главный зал мечети (молельный) может вместить до 1000 человек. Как снаружи, так и изнутри здание украшено большим количеством резьбы по дереву и росписи. В росписи преобладают растительные мотивы – животворящий элемент света в китайской культуре.
В 1910 году предположительно при Кеминском землетрясении, магнитуда которого составила 8,2 по шкале Рихтера, мечеть была значительно разрушена и только в 1975-1978 годах были проведены реставрационные работы.
После реставрации на основе комплекса мечети был создан архитектурно-художественный музей, в котором демонстрируется 525 экспонатов – одежда, предметы быта, утварь жителей приграничного региона прошлого столетия.
Высота башни – пагоды 22 метра.
Входной портал выполнен с элементами традиционной среднеазиатской архитектуры: центральная арка, башни-гульдасты, картуши с оригинальной эпиграфикой, красивая резьма по ганчу. Стены украшены тончайшей росписью, где встречаются не только растительные мотивы, но и рисунки птиц, рыб, фантастических животных. Привлекает внутреннее убранство – алтарная ниша, декоративные фонари в стиле Поднебесной. В росписях стен, карнизов преобладают яркие краски – красные, зеленые, желтые тона.
По народной легенде китайский мастер Хон Пик по возвращении на родину был казнен, за то, что без разрешения раскрыл китайское архитектурное искусство в другой стране.
Лестница внутри исторического здания
Главные ворота, вид со двора
Яркие краски на крыше музея