Жалантос Бахадур Сейткулулы (1576-1656 гг.) родился на территории современного Казахстана (Кызылорды), в кочевых племенах төртқара. Он был батыром, эмиром Самарканда и родственником Айтеке би.
Является дедом Айтеке Би. Жалантос Батыр родился в присырдарьинскихих землях, в родовых кочевьях рода Торткара (Алимулы). Это территория современного Казалинского района Кызылординской области.
Отец Жалантоса Сеткул-кази, был зажиточным и влиятельным человеком в этих землях, и пользовался большим авторитетом. В те времена кочевки рода Алимулы доходили вдоль Сырдарьи до Ферганы, Кашкандарьи и Сурхандарьи. Алшыны в средние века в составе казахской народности жили на территории нынешнего Ташкента, Самарканда, Бухары совместно с узбеками, каракалпаками и киргизами. Территорию, где находился город Самарканд Алшыны (Алимулы) считали своей, и эти земли входили в ареал кочевок этого племени.
Поэтому неудивительно, что Жалантос в дальнейшем стал правителем Самарканда. В 1581 г. Шыгай хан и отец Жалантоса Сейткул перекочевали в горы Нурата под Бухару.
С ранних лет Жалантос начал работать при ставке казахского хана Динмухамеда и многому научился у своих правителей.
В возрасте 12 лет Жалантос поступил на службу к хану Динмухамед. В мечети он получил свое первое образование. Также учился в специальной военной школе бухарского хана, где проходили обучение будущие правители и военачальники. В результате Жалантос очень рано научился науке управления и военному делу.
В 1593 году в возрасте 17 лет Жалантос избирается бием части родов алимулы, которые кочевали на территориях городов Булангар, Лайыш, Каттыкорган.
В 1595—1598 годах проходит обучение в городе Багдад. Хан отмечал не по возрасту высокий ум своего помощника. При хане Бекмухаммед Жалантос батыр стал уже членом ханского совета, советником по военным делам и заместителем визиря по внутренним делам. После смерти хана Бекмухаммеда Жалантос батыр не признал законного претендента на трон Бухарского ханства, представителя Шайбанидской династии Абд ал-Мумин хана и способствовал возведению на трон представителя Аштрахнидов Имам Кули хана. В результате новый хан назначил Жалантоса в 1612 году эмиром (правителем) города Самарканд
В 1612 году овладел Ташкентом и Туркестаном во главе войск Имамкули-хана. В этот же год, во главе войск был отправлен против Есим-хана.
В 1614-18 годах в военных походах на юге границ ханства совершает нападение на Хорасан, захватывает Герат.
В 1620-х годах, продолжая охрану южных границ, воевал недалеко от Кабула.
В 1621 году, став главнокомандующим, отражал нападения Турсун султана.
В 1628 году, по приказу хана, Жалантос выигрывает в сражении под Ташкентом у казахского Абули Султана.
В 1636 году, возглавляя войска хана, совершил поход на Сайрам, дойдя до степей Дешт-и-Кипчака.
В то же время, нельзя не упомянуть, что казахи разделились на два ханства, и во время соперничества между Есим ханом и Турсун ханом, Имамкули хан и Жалантос Бахадур были вначале за Турсын хана, который правил в Ташкенте, а затем на стороне Есим хана. Отношения этих ханов, которые управляли казахскими племенами развивались следующим образом. Брат Есим хана Тауекел хан, который в то время правил Самаркандом, был тяжело ранен под Бухарой, и после его кончины, к власти пришел Турсун хан, которого назначили правителем Ташкента. Однако он не хотел быть правителем лишь одной провинции, а хотел быть ханом как для казахов, так и для узбеков. Чтобы достичь этой цели, он хотел забрать присырдарьинские города от Есим хана, некогда присоединенные при Акназар хане. Однако из-за нехватки сил, он попросил помощи у Бухарского хана Имамкули. Идея Имамкули также состояла в том, чтобы обрести власть над присырдарьинскими городами. Этот поход состоялся в год кабана (1613–1614). Казыбек бек Тауасарулы, живший в XVIII веке на основании исторической летописи деда Матая, рассказывает об этой сложной ситуации следующим образом: «… в год кабана Имамкули совершил поход на казахов из Ташкента, казахи, ослабев, начали спускаться по низовью Сырдарьи. Спустя некоторое время, казахи, вновь собравшись с силами, открыли войну. Однако Имамкули, победив казахов, истребил их. Поставил во главе своего сына Искандера. Но он был убит пожилым казахским батыром Жанаем и казахи вновь захватили власть. Через полгода Имамкулы вновь собрал силы и разбил казахов. Такого массового убийства казахи не видели, по приказу Имамкулы убили даже ребенка в колыбели» [15, с. 191–192][1].
В 1643 году, по просьбе казахского хана Жангир (Салкам), спешит на помощь в Орбулакской битве против 30 тысячного войска джунгаров.
Кроме того, в 1646 году бухарский хан Абдулазиз и его полководец Жалантос снова пришли на помощь и поддержали казахов, сражавшихся с джунгарами. Казахи, в свою очередь, поддержали бухарцев во время войны с моголами. Причиной похода 1646 года стало противостояние между бухарским ханом Абдулазизом и правителем государства Великих Моголов Шах-Джаханом в городе Балхе. Узбеки, казахи и каракалпаки собрались в Ташкенте, и выставили на защиту Балха 300 тысяч воинов. Около 100 тысяч казахов приняли участие в этой битве во главе с Салкам Жангиром. А поход Жалантоса в Хорасан был направлен против шиитов[2].
Жалантос был известным не только ратными подвигами
Он много уделял строительству новых сооружений и поддержке искусства. Так например с самом сердце Самарканда, на площади Регистан Жалантос построил медресе «Ширдор» («Львиное медресе»), который стал историческим и культурным памятником.
Также он построил в Самарканде медресе «Тилла кари» («Украшенное золотом»). Эти архитектурные сооружения являются украшением современного Самарканда и привлекают туристов со всего мира. В истории архитектурного искусства всего Востока эти здания по мастерству исполнения занимают высокие места.
Умер народный батыр в 1656 году. Его похоронили в 12 км от Самарканда в мавзолее Дагбит кыстагы. Потомки Жалантоса батыра живут как в самом Самарканде, так и в Казалинском районе Кызылординской области. Недалеко от Казалы существует поселок, который назван в честь Жалантоса. Имя батыра носят улицы Алматы, Семея, Павлодара, Кызылорды и спортивная школа-интернат для одаренных детей.
В 2019 году в Актобе в честь батыра открыт памятник. На памятнике Жалантос Батыр на коне, держащий в правой руке булаву. В скульптуре искусно изображены конская упряжь и доспехи героя.
На сегодняшний день негласно сохраняется исторический спор об этнической принадлежности знаменитого батыра.
В исторических исследованиях проблема происхождения Жалантоса толковалась по-разному, его называли «татарином», «узбеком» или «казахом». Впервые в четвертом томе «Казахской советской энциклопедии», опубликованном в 1974 году, было указано, что Жалантос был не узбеком или татарином, как представляли его русские исследователи, а «казахским героем», старшим дедом Айтеке би, и выходцем из рода торткара Младшего жуза, населявшего нижнее течение Сырдарьи[3].
Узбекские историки изображают его как сына узбекского народа, в качестве доказательства выступало наличие у узбеков племени Алчин, а казахские историки выдвигают на первый план его происхождение на основе Шежіре, и называют его великой личностью казахского народа.
Мы полагаем, что последнюю точку в данной проблеме поставил биографическо-источниковый труд Казыбек бека Тауасарулы «Түп-тұқианнан өзіме шейін», написанный в эпоху Казахского ханства. Там указывается, что во время Орбулакской битвы, на помощь Салкам Жангиру сыну Есим хана, прибыло 20-тысячное войско из Самарканда во главе с «Алчин-Алимулы-Торткара Жалантос батыром». Известно, что выходцы рода торткара из алимулы, относятся к казахскому народу[4].
В Узбекистане по указанию президента Узбекистана Шавката Мирзиеева был снят фильм о Жалантосе Бахадуре, основателе Регистана в Самарканде, известном полководце и стратеге[5].
Новые исторические факты о Батыре
Эксперт по антиквариату и раритетам, в том числе Центральной Азии, Анвар Викторин сообщил, что в его коллекцию попала древняя рукопись XVI века — трактат об основных догмах Ислама, которая была частью большой коллекции знаменитого османского писателя Мустафы Иззет.
В результате проведенных экспертиз в феврале 2024 года двумя российскими институтами: «ФГБУН Института восточных рукописей РАН» и «Международным российско-иранским центром РГТУ» установлена подлинность книги и дана оценка «Представленная рукопись является несомненной исторической реликвией и представляет значительную ценность».
В экспертном заключении указано, что на обороте последнего листа рукописи находится оттиск миндалевидной печати с надписью: «Имам Кули Бахадур-хан», что свидетельствует о принадлежности рукописи библиотеке аштарханидского (джанидского) правителя Имамкули хана (1582–1644 гг.), правившего в Бухаре в 1611–1642 годы. Печать проставлена рядом с именем Имамкули хана в соответствии с эпистолярной традицией ханской канцелярии. Ниже печати указано имя эмира Самарканда Жалантос Бахадура с датой 1021 года (1612–1613 годы) и надпись, в которой отмечено, что он прославился военными талантами и организационными способностями, за что получил титул эмира от правителя Аштарханидов.
Содержание рукописи изложено на древнем персидском языке 16 века, и имя Жалантос Бахадура в недословном переводе на русский язык звучит как Ялантуш Бахадур.
Необходимо обратить внимание на две красные строчки. Первая – это имя Имамкули хана, главы Бухары. Во второй красной строке написано имя Жалантоса Бахадура. Ученые объяснили, что всегда было положено писать имя хана красным почерком, чтобы ярко выделять его имя во всех рукописях, но интересный факт, что Имамкули хан распорядился, чтобы имя Жалантос Бахадура также было написано красными чернилами. Это означает, что хан считал Бахадура равным себе и повысил его до уровня хана, т. е. Жалантос Бахадур был полноценным управляющим во всем ханстве.
— Указанная рукопись открывает нам еще один неоспоримый факт: Жалантос Бахадур сыграл важную роль в истории узбекского Бухарского ханства. Он помог Имамкули хану встать на престол, последний вознаградил его за это титулом эмира Самарканда. В книге описывается похвальное стихотворение, адресованное Жалантосу батыру, — отметил Анвар Викторин.
Для проверки оригинальности надписи в декабре 2023 года была проведена химическая и технологическая экспертизы в «Центре судебных экспертиз Государственного социально-гуманитарного университета» и ГБУК «Московского музея современного искусства» г. Москвы и установлено, что применяемые чернила и волокна льна бумажных страниц соответствуют применяемым материалам во второй половине XVI и первой половине XVII веков[6].
Найденная реликвия подтверждает историческую важность фигуры Жалантоса Бахадура, которая способствовала объединению народов Узбекистана и Казахстана в далекие времена предков.
Источники
- [1] Тауасарұлы Қазыбек. Түп-тұқианнан өзіме шейін. – Алматы, 1993. – 201 б.
- [2] Тарих-и Кипчаки // Материалы по истории казахских ханств ХV–ХVІІІ веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алма-Ата: Наука, 1969. – C. 395–396.
- [3] Жалаңтөс баһадүр // Қазақ Совет энциклопедиясы. Т. 4. – Алматы, 1974. – 235 б.
[4] https://iie.kz/?p=25500&lang=ru
[5] https://www.youtube.com/watch?v=4ozBwFrXwDk