Нация, Родина и государство – понятия священные для каждого человека. Есть народности, которые в силу уменьшения своей численности, были поглощены большими народами. Есть нации, которые, несмотря на миллионную численность, не имеют своей Родины, и о которой мечтают на протяжении не одного десятка лет.
В священном Коране есть аят:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» [1].
Здесь говорится о том, что разделение людей на народы и племена является одним из могущественных деяний Аллаха. Тысячи разных языков общения, наличие обрядов и традиций, присущих каждому народу, – явление поистине удивительное.
Далее, как сказано в аяте, все это нацелено сподвигнуть людей быть отзывчивыми, жить в мире и согласии. Но, к сожалению, в сознаниях некоторых людей в отношении других народов присутствует некий враждебный стереотип. Такие точки зрения имеют место и в западных, и в восточных странах.
В хадисе, переданном Жубайром ибн Мутгимом (р.а.) пророк остро критиковал разделение на нации, роды:
«Не является одним из нас (из нашей мусульманской Уммы) тот, кто призывает к нетерпимости, или тот, кто сражается за нетерпимость, или тот, кто умирает за нетерпимость» [2].
Великий Абай во втором слове назидания говорит об узбеках, ногаях, русских, и призывает не насмехаться над ними. Напоминает, что использование лучших качеств этих народов способствует улучшению бытовых условий в стране.
В самом деле, сегодня никто не отказывается от брэндов страны, население которой ест свинину и пьет пиво. Напротив, многие люди, подобно им, стремятся хорошо освоить технику. Поэтому достижение одного народа следует принимать, как достижение всего человечества. В то же время преступление одного человека ошибочно воспринимать, как преступление целого народа.
Враждебные отношения между нациями, религиями и родами – это пережитки невежества. Есть одна история. Как-то табийин Магрур бин Суайд (р.а.) пожелал научиться хадисам у сахаба Абу Зарра, который был предводителем и мудрецом своего рода. Но жил весьма скромно.
Табийин представлял себе совсем другого человека. Он увидел, что сахаба ходит в одежде простолюдина, и посоветовал ему надеть более лучшую одежду. Тогда сахаба вспомнил историю, которая случилась с ним в первые годы принятия мусульманства:
«Мы повздорили с одним соплеменником. Его мать была чернокожей женщиной другой национальности. Я оскорбил ее. В ответ этот человек пожаловался на меня нашему Пророку (с.г.с.). Тогда Посланник Аллаха (с.г.с.) сказал мне: «Эй, Абу Зарр! Ты оскорбил его мать? В твоем сознании еще живы пережитки прошлого. Он твой брат, работник. Если у кого-то родич находится в подчинении, пусть тот поделится с ним едой и одеждой [3].
Слова, сказанные полтора тысячелетия назад, не потеряли своей актуальности и по сей день. В современном мире, когда человечество подчинило все мыслимые и немыслимые высоты, оно до сих пор не может выйти за рамки национализма и межродовых распрей.
У казахов есть мудрые слова: «Кто не знает своих предков, тот неуч». Пророк (с.г.с.) знал родословную арабских родов и сахабов. Когда Саад бин Абу Ваккас (р.а.) спросил у Пррока (с.г.с.) о себе, он ответил: «Ты сын Малика Саада, твой дед Ухайб, который был рожден от Абдуманафа, он – от Зухра».
Среди сахабов Абу Бакир Сыддык лучше всех знал всю родословную. А Умар ибн Хаттаб (р.а.) говорил: «В родословной научитесь различать своих сородичей, на девушке из какой семьи можно жениться и девушка из какой семьи приходится вам родственницей».
Но унижать других, прикрываясь именем предков, совершать поступки, негожие их доброму прошлому, и хвастаться этим – невежество. Напротив, человек больших возможностей и высоких моральных качеств, как достойный потомок своих дедов, уважает их традиции, язык. Вот это достойно похвалы!
В сборнике хадисов ибн Мажа есть такое сказание: «Один человек спросил: «О, Посланник Аллаха! Если человек любит свой род, значит ли это, что он выступает против других родов?» На что мудрый Пророк (с.г.с.) ответил: «Нет, это не так. Если же он будет поддерживать свой род в подлости, тогда его можно отнести к противникам родовых отношений».
В одном из своих интервью Бауыржан Момышулы сказал следующие слова о Родине, нации:
«Очень важно, чтобы наша молодежь была патриотом. Патриотизм – это качество, необходимое каждому человеку. Он зарождается в семье. Если человек почитает своих родителей, живет в мире с родными, уважает аул, город, в которых родился и живет, уважает свой народ, то он вырастет патриотом. Потому что тот, кто не уважает собственных родителей, тот не будет уважать и других. Тот, кто не отзывчив и не терпелив дома, не будет интернационалистом в будущем. Тот, кто не любит свой народ, будет так же относиться и к другим народам.
Это не нужно путать с национализмом. Особенно молодым следует знать их различия, как между небом и землей. Честь – это главное достоинство гражданина. Человек, уважающий своих родителей, обладает честью. Он движим мыслью не опорочить их доброе имя, не опозорить своих родных.
Народ – родители джигита, а его дом – Родина. Патриотизм – это не пустословие вроде: «Моя Родина, люблю тебя! Ради тебя я готов на любые жертвы!» Это формализм. Любовь к народу, Родине нужно доказывать не словами, а делом. Студент, уважающий своих родителей, хорошо учится, он дисциплинирован, деловит, справедлив и честен. Патриотизм начинается с действий».
Одним словом, причина неуважения к другим народам кроется в неуважении к своему народу. А безразличие к традициям и обычаям своих предков порождает усмешки в адрес традиций других народов.
Наш мудрый Пророк (с.г.с.) говорил:
«Пусть люди прекратят похваляться своими умершими предками, которые представляют угли ада, или будут они для Аллаха презреннее жука, ковыряющегося своим носом в навозе. Аллах очистил вас от джахилийских самовосхвалений своими предками. Каждый из вас либо богобоязненный верующий, либо самовосхваляющийся грешник. Вы люди – дети Адама, а Адам был создан из глины» [4].
Эти благородные слова говорят о том, что ни в коем случае нельзя использовать славное прошлое предков для достижения своих коварных и подлых целей. И если хотим, чтобы другие народы уважали наш язык, традиции и обычаи, то сначала нужно самим научиться их почитать.
Руслан КАМБАР,
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ
[1] Сура худжурат, 13-й аят
[2] Абу Дауд
[3] Бухари, Муслим, Абу Дауд
[4] Тирмизи