Недавно в Жогорку Кенеш Кыргызстана был представлен новый согласованный проект Закона Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях».
Изначально Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» был принят в Кыргызстане еще 1991 году, в 2008 году в него были внесены дополнительные поправки (2011, 2012, 2019, 2021 гг.).
Текущие поправки 2024 года в Закон более значительны по содержанию в отличие от предыдущих годов.
В справке-обосновании к законопроекту говорится, что он разработан для совершенствования законодательной базы, выполнения международных обязательств КР и обеспечения преемственности политики в религиозной сфере. В документе говорится, что проект закона разработали в результате инвентаризации законодательства, по итогам которого выявлены противоречия и пробелы.
Также в законопроекте отмечается, что последователи религиозных организаций должны придерживаться этических норм поведения, поддерживать опрятный внешний вид, в том числе позволяющий их идентификацию.
В рамках Законопроекта предусмотрены штрафы за:
– ношение одежды, не позволяющей идентифицировать личность гражданина в учреждениях органов госвласти и общественных местах, за исключением одежды, связанной с трудовой и служебной деятельностью, а также закрывающей лицо по медицинским показаниям. Штраф — 20 тысяч сомов ($235);
– незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций, религиозных учебных заведений, проповедников зарубежных религиозных организаций или совершению религиозных обрядов либо незаконное воспрепятствование свободному выбору и выражению религиозных и иных убеждений или принуждение к их выражению, смене или отказу от них. Штраф для физлица составит 20 тысяч сомов, для юрлиц — 65 тысяч;
– приглашение религиозных деятелей, проповедников и проповедников зарубежных религиозных организаций для проведения религиозных обрядов, собраний и иных религиозных мероприятий в домах престарелых и инвалидов, исправительных учреждениях отбывания наказания, следственных изоляторах, а также в подразделениях Вооруженных сил без согласования с уполномоченным госорганом по делам религий. За нарушение физическое лицо будет штрафоваться на 20 тысяч сомов, юридическое — на 65 тысяч;
– проведение предвыборной агитации, собраний и других мероприятий политического характера на объектах религиозного назначения. Физическое лицо оштрафуют на 20 тысяч сомов, юридическое — на 65 тысяч;
– вмешательство религиозных организаций или их представителей в деятельность органов госвласти, МСУ и их должностных лиц. Штраф для физлиц — 20 тысяч сомов, для юридических — 65 тысяч;
– преподавание религиозных дисциплин в индивидуальном порядке вне религиозного учебного заведения. Штраф для физлиц — 20 тысяч сомов, юридических — 65 тысяч;
– распространение религиозной литературы, религиозных печатных, аудио-, видеоматериалов вне зависимости от носителей информации в общественных местах, а также за обход жилых помещений, государственных и муниципальных организаций, в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях влечет штраф для физического лица 20 тысяч сомов, юридического — 65 тысяч;
– финансирование деятельности политических партий субъектами религиозной деятельности. Штраф для физлиц 20 тысяч сомов, для юрлиц — 65 тысяч;
– осуществление религиозной деятельности, использование объекта религиозного назначения без соответствующей учетной регистрации в уполномоченном госоргане по делам религий штрафуются для физлиц на 20 тысяч сомов, юридических — на 65 тысяч;
– дискриминацию в устной, письменной форме по отношению к человеку или группе на основании религиозной принадлежности (в том числе в интернете). Штраф для физлиц 20 тысяч сомов, юридических — 65 тысяч.
Планируется введение запрета на:
– создание и деятельность политических партий зарубежных государств, а также их подразделений;
– создание политических партий на религиозной основе, а также на их участие в религиозной деятельности;
– отображение и иное использование в агитационных материалах частей и элементов информации (изображений), содержащих прямые и косвенные заимствования или ссылки на религиозную тематику, при проведении предвыборной агитации, а также в наименованиях партий;
– финансирование деятельности политических партий иностранными государствами, зарубежными партиями, юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также субъектами религиозной деятельности;
– применение и распространение информации религиозного содержания при проведении предвыборной агитации.
Предыстория
При этом наиболее обсуждаемыми стали поправки касательно запрета ношения одежды, не позволяющей идентифицировать личность гражданина в учреждениях органов госвласти и общественных местах.
Еще в ноябре 2023 года депутаты ЖК КР уже предлагали принять законопроект, который предусматривает запрет для женщин носить закрывающий лицо никаб, а для мужчин — отращивать длинные густые бороды. Тогда этот запрет депутаты объясняли стремлением обеспечить «общественную безопасность».
По мнению инициаторов Закона – «Законопроект не ограничивает права на свободное выражение вероисповедания и убеждений граждан вне общественных мест и не запрещает ношение национальных или каких-либо других головных уборов».
Также отмечается, все внесенные поправки направлены на стремление обеспечить в Кыргызстане необходимый уровень безопасности и соблюдение законодательства, в том числе касающегося идентификации личности человека.
Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) выступило против введения наказания за паранджу и объемные бороды. В ДУМК пояснили, что в целом одежда, скрывающая лицо, не считается в исламе обязательным атрибутом женского гардероба. “Но некоторые женщины носят паранджу, и это их выбор, – подчеркивает пресс-служба муфтията. – Ношение же бороды необязательно, но желательно. А как ее отращивать и содержать в чистоте, зависит от человека. Тем не менее ограничивать людей в ношении паранджи и бороды считаем необоснованным”.
В полным текстом проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в религиозной сфере» можно ознакомиться на едином портале общественного обсуждения.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Жогорку Кенеше.