Основная часть казахских традиций и обычаев не противоречат шариату. Однако в настоящее время наблюдаются проявления чуждых Исламу греховных дел, ставших привычными в обществе. Остановимся на некоторых из них.
Следование за заблудшими
В нынешнем казахском обществе одним из нелицеприятных явлений стало подражание чужеземным бытовым традициям, культурным ценностям. Принятие нравов и обычаев немусульманских народов, придерживающихся других религий и чуждого мировоззрения, наносит огромный вред. Это путь к пропасти, забвению национальной сущности и мусульманской нравственности. Высокочтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго предупреждал свою умму.
Со слов Абу Саид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Вы последуете путями тех, кто пришел до вас, шаг за шагом, до такой степени, что если они войдут в нору ящерицы, вы тоже войдете туда». Последователи спросили: «О, Посланник Аллаха! Они евреи и христиане?». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «А кто же еще?». ( Передали Бухари и Муслим)
Нарушение запретного
Некоторые широко распространенные в обществе привычки в корне противоречат Исламу. К ним относят: привычку употребления спиртного, наркотиков, занятие прелюбодеянием, ставшие обыденными в современном обществе.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайся запрещенного и тогда ты будешь самым набожным среди людей». (Передал Ахмат, Термези)
Ложь
Одними из распространенных среди людей плохих привычек являются ложь и лжесвидетельство. Это чуждые Исламу привычки. Правда и ложь, вера и богохульство не могут быть рядом.
Со слов Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Говорите правду, будьте честными. Правда ведет к благочестию, а благочестие в рай. Если человек честен и привык говорить правду, то, в конце концов, он записывается у Аллаха как честный человек. Остерегайтесь лжи. Ложь ведет к раздору. Раздор – в ад. Если человек привыкает говорить ложь, то, в конце концов, он у Аллаха записывается как лжец». (Передали Бухари и Муслим)
Взяточничество
В нынешнее время взяточничество стало социальной болезнью. Единственным лекарством от этой болезни является – иман. Ислам строго запрещает коррупцию в любом ее проявлении.
Со слов Абу Дауда (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял дающего и берущего взятки.
Взяточничество – порок, издавна существующий среди людей. Например, акын Шортанбай Канайулы (1808-1881) в свое время предупреждал волостных правителей и биев о взяточничестве. Его назидания, переданные в стихотворной форме, до сих пор не потеряли свою актуальность.
Билер, пара жемеңдер,
Жанға бейнет кезбеңдер.
Кісі хақын алмаңдар,
Аузыңа пара салмаңдар.
Дүние жинап өткен жоқ,
Бізден бұрынғы Пайғамбар.
Сөз айтайын, үлкендер,
Құдайдан ғапіл өтпеңдер.
Әлің келсе, Мекке бар,
Артық дәулет біткендер!
Перевод:
О, судьи, не берите взятки,
Не губите свои души.
Не берите чужую долю,
Не вкушайте взятки.
Наш Пророк прожил жизнь,
Не собирая богатства.
О власть имущие, скажу вам пару слов,
Не забудьте о Создателе.
Совершайте поездку в Мекку,
Если живете в достатке!
Расточительность
Одно из отрицательных и широко распространенных явлений представляет собой расточительность. Можно сказать, что она превращается в национальный обычай. Наблюдается тенденция увеличения напрасных трат как богатыми, так и бедными. Подобные траты стали практически неписаным законом. За большими расходами стоят страх перед людским осуждением, неверное представление о чувстве собственного достоинства, стремление быть не хуже других.
Таким образом, расточительность основана на показухе и хвастовстве. Поступки, направленные лишь на то, чтобы люди видели и хвалили, не являются добрым делом. Это показуха, а значит, грех.
Есть и другие виды расточительства. Например, некоторые люди вместо того, чтобы благодарить Создателя за свой достаток, разбрасывают его, используют для запретных вещей. Они тратят целое состояние на запрещенные Всевышним Аллахом азартные игры, неблаговидные дела, водку и сигареты.
Некоторые, несмотря на наличие жилья и транспортного средства, из-за алчности строят роскошные дома, в которых никто не будет жить, покупают новейшие автомобили, на которых никто не будет ездить.
Слова назидания мудрого Абая, сказанные по этому поводу, до сих пор не утратили свою актуальность. Поэт, поставивший расточительность в ряд отрицательных качеств, губящих человека, сказал:
Өсек, өтірік, мақтаншақ,
Еріншек, бекер мал шашпақ –
Бес дұшпаның білсеңіз!
Перевод:
Лень, расточительность, ложь, сплетня, хвастовство –
Вот твои враги. Их пять. Запомни их…
В действительности казахское слово «ысырап» – «расточительность» происходит от арабского слова إسراف «исраф», и означает «выход за пределы принятого, дозволенного». Шариат расценивает расточительность как деяние отрицательное.
Расточительность делится на две части:
Расходование богатства и денег на запрещенные вещи.
Расходование богатства и денег на богоугодные дела.
Всевышний Аллах в Священном Коране строго запрещает расточительность. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также призывал сторониться этого отрицательного деяния. Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидев, что его сподвижник Абдулла ибн Амр (да будет доволен им Аллах) при совершении омовения тратит воды больше необходимого, сказал: «Что за расточительность?» Когда Абдулла ибн Амр (да будет доволен им Аллах) спросил: «А разве и в воде для омовения бывает расточительность?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да. Если даже ты стоял бы на берегу текущей реки».
Даже стоя на берегу полноводной реки, нельзя использовать чрезмерное количество воды. Расточительность недопустима не только в большом, но и в малом.
Всевышний Аллах говорит: «… но не излишествуйте, ведь Он не любит излишествующих!» (Сура «аль-Анаам», 141-аят)
В другом аяте расточители причислены к друзьям дьявола.
Всевышний Аллах говорит:
«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу». (Сура «аль-Исра», 26,27- аяты)
Расточительность ставит раба на самые низшие ступени рядом с дьяволом и ведет к катастрофе. Поэтому каждый мусульманин должен остерегаться расточительности.
Со слов Амр ибн Шуайба, переданных ему его дедом, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Пейте, ешьте и давайте милостыню, одевайтесь без расточительства и гордыни». (Передал Ибн Мажа)
Посягательство на аманат
Посягательство на аманат большой грех. Под аманатом понимается «нечто вверенное на хранение, надёжность». То, что Аллах вверил, поручил людям. Ответственность за материальные и нематериальные ценности. В общем, аманат, – это ответственность перед семьей, обществом и другие виды ответственности.
Также, вверенное между людьми имущество, в надежде на честность сохранения, считается аманатом. В нынешнее время нарушения против аманата распространенный грех.
Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам!» (Сура «аль-Маида», 1-аят)
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Кто не может хранить аманат, не имеет веры, а кто не сдерживает своего слова, не имеет религии». (Передал Ахмад)
Уподобление женщины мужчинам
С древних времен уподобление женщины мужчине или мужчины женщине не принималось и считалось большим грехом.
Однако в настоящее время, некоторые женщины, под влиянием западной моды одеваются как мужчины и подражают мужчинам в стиле поведения. В последние время проявляют себя и последователи Содома. Все эти деяния ведут к каре от Всевышнего Аллаха.
Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Аллах проклинает женщин, подражающих мужчинам и мужчин, подражающих женщинам». (Передал Бухари)
Открытая женская одежда
В казахском быту никогда ни мужчины, ни женщины не ходили в открытой одежде или без нее. Однако в наше время выставление напоказ голого живота, груди и других постыдных мест стало обычным явлением. А стиль одежды верующих женщин и девушек, которые одеваются по-мусульмански, выглядит странно.
Шариат запрещает женщинам ходить в вульгарной одежде, не прикрывающей постыдные места. Во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было подобного. Пророк предупреждал, что нарушающие запрет в одежде, окажутся в аду.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:
«Я не видел двух видов людей, которые окажутся в аду (они появятся ближе к концу света). Первые, – те, которые имеют кнуты размером с коровий хвост и бьют ими людей. Вторые, – полуголые женщины, заигрывающие, притворяющиеся кроткими, со склоненными головами как горб верблюда. Они не войдут в рай и не почувствуют даже его запаха. Благовоние рая будет далеко от них». (Передал Муслим)
Предсказание будущего
Вещи и действия, которые еще не свершились, относятся к сокровенным знаниям. Гадание на костях (картах), предсказание о том, что произойдет в будущем, в мусульманском понимании греховное действие. Священные аяты Корана и хадисы предупреждают, что предсказание сокровенного большой грех.
Всевышний Аллах говорит:
«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят». (Сура «ан-Намль», 65-аят)
Со слов Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждает: «Если кто-то идет к гадальщику или предсказателю и подтверждает сказанное им, то он совершает неверие (Исламу), ниспосланному Мухаммаду». (Передал Хаким)
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:
«Нельзя убегать от болезни, гадать по полету птицы. Однако мне нравится фаль». Когда сподвижники спросили: «А что такое фаль?», то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это доброе слово». (Передал Бухари)
Гадание по звездам тоже относится к предсказанию неведомых грядущих событий. К ним относятся гороскопы и предсказания астрологов. Представление о том, что в определенный день какая-то звезда будет иметь влияние и повезет тем, кто родился под этой звездой, греховные дела, подвергающие сомнению веру всех мусульман.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Вы слышали, что сказал ваш Создатель? Он сказал: «Когда Я дарю своим рабам какое-то благо, то часть их не верит и отвергает. Они говорят: «Это звезды, только через звезды все свершается». (Передал Муслим)
Кичливость своим происхождением и предками
В настоящее время многие хвастаются своими предками, утверждая, что они были батырами, великими личностями, но, не имея при этом научных и исторических доказательств. Стало модно строить огромные мавзолеи и помпезные памятники на местах их захоронений.
Это отрицательное явление, ведущее к расколу общества и разделению по родам. Наша бесценная религия Ислам категорически не поддерживает подобное неприглядное явление. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал свою умму воздерживаться от подобных действий, ведущих к греху.
Со слов Абу Малик аль-Ашгари (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Четыре вещи в моей умме сохранились со времен джахилии и их не оставляют: чрезмерное возвеличивание своих предков, унижение происхождения другого, вера в просьбы дождя у звезд и оплакивание в голос, напевая восхваления умершему». (Передал Муслим)
Если каждое племя, род будет кичиться своими предками и косо смотреть на других, то это приведет к разрушению общества. Наши предки в таких случаях предупреждали: «Да сгорит лицо того, кто делится на джузы».
Мы должны остерегаться трайбализма, который разрушает единый народ. Мы обязаны выполнять заветы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Со слов Джубайр ибн Мутъима (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал:
«Не из нас (уммы) тот, кто призывает к родовому (племенному) превосходству. Не из нас тот, кто воюет за родовое превосходство. Не из нас тот, кто умер ради родового превосходства». (Передал Абу Дауд)
Несправедливость
Наши предки говорили: «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ» − «Честный судья не имеет родственников. А судья, имеющий родственников, не имеет веры». Прощать родственника, совершившего преступление, при этом осуждая постороннего оступившегося, несправедливо.
Ислам призывает к наивысшей справедливости. Он закрепил равенство всех людей перед законом как главное условие справедливости. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда сохранял справедливость и призывал всех к этому.
Со слов нашей матери Айши (да будет доволен ею Аллах), вожди племени Курайш судили женщину из благородного рода махзумия, которая совершила кражу. Они, опасаясь последствий, искали пути спасения этой женщины от наказания и вопрошали: «Кто расскажет об этом Посланнику Аллаха?». Одни сказали: «Об этом смело может сказать любимец Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах)» и решили сделать его защитником. Согласно договоренности Усама (да будет доволен им Аллах) рассказал о той женщине Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, Усама, ты хочешь покровительстовать в запретном и спасти от наказания Всевышнего Аллаха?!». Затем он собрал всех в мечети и объявил: «Поистине, народы до вас исчезли с лица Земли из-за того, что если среди них совершал кражу благородный человек, не наказывали его, а если совершал кражу слабый человек, то его наказывали. Клянусь Аллахом, если моя дочь – Фатима бинт Мухаммад – совершит кражу, ее рука будет отрублена!». (Передал Бухари, Муслим)
Таким образом, лучший из человечества (да благословит его Аллах и приветствует) определил правило справедливости в обществе. Он и сам был примером для других.
Из книги «Религия и традиция»