В последние годы в Казахстане отмечается рост молодежного движения, обусловленный интересом молодых людей к социально-политическим процессам, происходящим в нашей стране и мире, стремлением активно участвовать во всех сферах общественно-политической и религиозной жизни казахстанского общества.
Во-первых, наличие двух противоречащих тенденций. С одной стороны, происходит активное вовлечение молодежи в деятельность нетрадиционных религий. С другой стороны, в молодежной среде при выборе вероисповедания одним из основных факторов остается этническая принадлежность.
Больше всего в Казахстане представлены представители мусульманства, они составляют 70% населения, и православного христианства – 20%. С начала 1990-х годов в Казахстане резко выросла численность различных протестантских церквей, многие из них достаточно широко известны на Западе, но не были распространены ранее в Казахстане. Активная миссионерская деятельность привела к тому, что нетрадиционные протестантские конфессии обрели многочисленных последователей в Казахстане (прежде всего, харизматические, пресвитерианские, методистские, евангельские церкви) [2].
Как показывает анализ динамики протестантизма, расширить свое влияние нетрадиционным протестантским общинам удается за счет использования современных технологий и различных методов привлечения граждан, в особенности, молодежи.
К нетрадиционным протестантским конфессиям обычно относят религии, возникшие сравнительно недавно (в ХIХ или в XX вв.); не связанные четко с определенной этнической группой; их вероучение, как правило, не имеет глубоких связей с историей и культурой государства или отдельных этносов. Религиозные догматы подобных учений, согласно распространенному мнению, противоречат каноническим доктринам. Главным инструментом распространения «нетрадиционных» религий и культов является активная миссионерская деятельность.
Стоить отметить, что быстрому подъему и развитию новых религиозных движений в современном казахстанском обществе послужил ряд причин:
Во-первых, в связи с распадом СССР в постсоветских государствах, в том числе и Казахстане, образовался духовный вакуум. Люди находились не только в тяжелом экономическом положении, но и социальном, культурном, духовном. Распад Советского Союза повлек за собой также опасения, страх за будущее, безвыходность, потеря самой главной веры – гражданской религии. Все это подвело к тому, что люди стали находить поддержку и помощь со стороны появившихся и функционирующих новых религий, сект и культов.
Во-вторых, после приобретения независимости Казахстан заявил о себе как о демократической и светской республике, объявил свободу совести и свободу выбора. Однако со стороны государства отсутствовал какой-либо контроль над деятельностью и регистрацией новых религий, сект, зарубежными миссионерами и проповедниками.
В-третьих, активной миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных движений среди молодого поколения населения Республики Казахстан. В частности среди наиболее широко распространенных методов вовлечения молодежи в свои ряды можно перечислить следующие:
– модернизацией богослужений музыкой, приближенной к эстраде и джазу, экстатическими танцевальными программами,
– углубленной индивидуальной работой;
– проведение специальных молодежных фестивалей, конференций, имеющих выход на международный уровень, посвященных определенной тематике (например, семье, заботе о подрастающем поколении);
– бесед с пропагандой личных успехов в предпринимательстве, внедрение в сознание молодых людей идей стать миллионерами.
– оказания различного рода информационных, консультационных услуг и психологической помощи. Для молодежи было привлекательно общаться с иностранцами и в совершенстве знать английский язык, многие молодые люди стали верующими-христианами только благодаря тому, что у них был опыт общения с иностранными миссионерами, которые их обучали языку и привели к Богу. Кроме того, привычным стало явление, что среди новообращенных верующих стало много молодых людей – казахов, которые, в свою очередь, переходят из абсолютно другого вероисповедания – ислама в другую – протестантизм. Основными причинами перехода из одной религий в другую, зачастую объясняются причинами как религиозной малограмотности молодых людей, а также их заинтересованности и доверчивости.
Результатом данных мероприятий стало усиление влияния новых религиозных движений в казахстанской среде, а также неуклонная динамика роста количества зарегистрированных объединений со стороны новых религиозных движений.
Подобные тенденции и активизация деятельности нетрадиционных религиозных движений в Казахстане, чья деятельность, в первую очередь, направлена на вовлечение в свои ряды молодежи вызывает тревогу со стороны государственных органов, так и научного религиоведческого общества, в особенности усиления в мире проявлений международного терроризма на религиозной основе. В анализе новых религиозных движений, видимо, не стоит ограничиваться только проблемными сторонами во взаимоотношениях молодежи и новых религиозных структур. Процесс возрождения религии и развития новой религиозности в обществе уже нельзя остановить никакими усилиями, при этом он важен и необходим. Однако государственных органам не следует допускать монополии и полной бесконтрольной деятельности новых религиозных движений, в особенности тех которые имеют деструктивный характер.
Подготовила Карамендинова Айнур