Время и жизнь – неизменные спутники каждого человека. Если время указывает на смысл жизни, то жизнь – на ценность времени.
Будущее государства заключается в сохранении единства и духовности нации. Залогом крепкой государственности являются совесть, честь и вера граждан, а также их патриотизм, образованность, трудолюбие и стремление к наукам.
Человек по своей природе склонен к скуке (Абай). А неутомимый патриотизм – это беспрерывная энергия, которую каждый человек получает из своей веры. Мы эти ценности с богатым внутренним смыслом воспринимаем умом и чувствуем сердцем.
У любого государства есть основная составляющая нация. В нашем случае – это казахи. И будущее страны напрямую связано с этой нацией. Как говорил мудрый Абай, воспитание патриота – главная задача современности.
Великий ученый ХХ века Альберт Эйнштейн говорил: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели». Возможно, он этим хотел сказать, что всегда нужно жить с надеждой. Мы, казахи, понимаем это так.
В нашем понятии нет слова «темнота», темнота объясняется отсутствием света. Исход любого дела зависит от степени риска. На мой взгляд, воспитание должно быть национальным, образование – глобальным.
Похоть и лень – вот главные препятствия для духовного сознания последующих поколений на пути к благодеяниям. Мудрец Шакарим описывал это так:
«От лени – небрежность,
От небрежности – безграмотность
Порождаются,
И теряется человечность».
Зачастую, лень не в силах одолеть ум, поэтому она приходит к человеку в виде терпения. Но и всякое терпение имеет свой предел. «Одна из граней лени – обман человека через «других людей», «чужих». На их примере, затуманивает взоры человека и связывает дух, стремящийся к благодеяниям. (О. Жалел)».
Почему мы говорим об этом? Потому что не трудолюбие или лень являются основополагающими факторами созидательного человека, а то, что призвано сохранять гуманность, основа слова «духовность» – дух. Казахский народ испокон веков воспитывал дух своих потомков. Сохранение казахской государственности в течение четырех тысяч лет связано именно с этим.
Возникает вопрос: для чего нужны религиозные темы для воспитания потомков в духе патриотизма? Человечество волнует «духовная деградация». И что самое страшное: плохие привычки незаметно входят в духовное сознание человека, оказывая при этом негативное влияние на его физическое тело.
И если человек не в силах очистить свой дух, они могут посредством ДНК передаваться его детям, внукам и правнукам. Это значит, что судьба потомков зависит от духа и чистоты воспитания предков.
Если обратимся к мнениям мировых философов, известных личностей прошлого и настоящего, то это возвращение веры человека в себя. Если у него чистое, незамутненное сознание, если он верит в собственные силы, то такой человек способен покорить любые вершины и достичь обозначенных целей.
Каким же образом мы намерены передать эти чувства подрастающему поколению? Если задуматься, оказывается, в попытке сделать нечто полезное для укрепления их духа, мы не можем даже правильно рассказывать сказки.
К примеру, когда казахский хан Жанибек воевал в поле, московский князь Иван III занимался идеологией. Но довел это дело до конца не сам князь, а церковный работник Филофей.
А теперь самое интересное, он придумал такую сказку. До конца света в мире существовал третий Рим. Это Москва. И Филофей заставил всех поверить в это (Р. Рамазанулы).
Это вопрос «веры», которая уносит человека в неимоверные высоты. Возможно, и нам при пропаганде духовно-человеческих ценностей среди молодежи, нужно использовать полезные сказки.
В свое время мудрец Сократ сказал: «Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть». В сознаниях людей любого поколения должны быть вопросы и мысли: «Как мы живем? Ради кого мы живем? Что нужно делать, чтобы служить Родине? Во что бы то ни стало нам нужно сохранить будущее Родины».
По заветам наших предков: «У мужчины есть три достоинства: вера, семья и Родина». Шакарим говорил, что КАЖДЫЙ КАЗАХ должен искать ответы на вопросы: «Откуда я? Какую пользу я могу принести? Что будет после моей смерти?». Защита достоинств, о которых завещали предки, – главное условие человечности.
Некоторые молодые люди задаются вопросами: «Зачем я должен любить Родину? Почему нас должна волновать судьба Родины? Почему мы не можем жить своей повседневной жизнью?». Несмотря на ясность вопросов, ответы ошибочны. Выше мы писали о том, что одно из достоинств мужчины – это Родина. Существует хадис: «Любовь к Родине начинается с веры». Здесь речь идет о том, что не бывает крепкой веры без любви к Родине.
Пророк Мухаммед (с.г.с.) после изгнания из Мекки, глядя на родной город, заплакал: «Если бы меня не вынудили, разве я покинул бы тебя?». Это показывает любовь Пророка к родной земле.
«Я сделал вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга», говорится в Коране в доказательство того, что только Аллах создает народы и дает им Родину. При рождении человек не может выбирать две вещи: Родину и родителей.
В сознаниях наших предков имело место такое мнение, что нет слова «темнота», темнота – это отсутствие света. Во все времена озарение светом нации, Родины – прерогатива самого народа. В этой связи уместно вспомнить строки из творчества Омара Хайяма:
«Слушай свое сердце,
Подумай.
Кто ты, где живешь,
Направляешься куда?»
Вопросы акына служат своего рода посылом к нации, т.е. как бы призывают людей познать сначала самого себя, а потом уже сможешь познавать других.
Казахи наряду с «телом и умом» в воспитании молодого поколения говорили и о необходимости сердца. Потому что, если давать пищу только для тела и ума, обделяя сердце, то оно может лишиться способности слушать (служение Родине зависит от патриотизма в сердце). Т.е. человек из-за этого может лишиться своей человечности.
Сколько мудрецов, деятелей вышло из казахского народа. Но многие из них в борьбе за национальные интересы не смогли достичь своих целей. История предлагает нам два смысла: первый, мы берем пример из истории, второй, набираем опыт. Как говорил великий Абай, «если казах казаху не будет другом, то все труды напрасны».
Чтобы наша страна стала «Мәңгілік Ел», нам необходимы патриотическое познание, наука и стремление к материальным ценностям. Наши лень и равнодушие стали причиной печальных событий в истории, поставивших казахский народ на колено.
Если мы стремимся к Мәңгілік Ел мы должны быть сильны духом.
Ведь история любит победителей. Согласитесь вы или нет, но это правда.
Kazislam.kz
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ