Сегодня уже никто не спорит с тем, что вопрос светскости в современной системе образования является одним из важных. Если термин «светскость» прописан в Конституции, то, как гарантирует законодательство страны, в него входит и система образования.
Тем не менее, надо признать, что, в этих документах понятие «светскости образования» раскрывается не в достаточной мере, поэтому в нашем обществе в свете гуманистического и духовного воспитания подрастающего поколения, данный вопрос поднимется часто.
Важные особенности светскости находят отражение в таких явлениях, как отделение государства от религиозных объединений, независимость социальной и официальной легитимности от религиозных принципов, отсутствие в государстве обязательной религии, независимость государства и государственно-правовых отношений от религиозных правил, требований, давлений и т.д.
Самое главное – государство, руководствуясь принципами светскости, обеспечивает свободную деятельность в рамках закона всех религий в обществе и их равноправие перед законом.
В этом свете весьма важно обеспечение принципов светскости в системе образования.
Светскость в образовании характеризуется независимостью системы образования от правил, требований и давлений со стороны религии, а также ее неподчинением религиозным объединениям.
Это говорит о том, что в государственной образовательной программе не допускаются проведение религиозных обрядов и пропаганды религии.
В связи с этим, нужно сказать о предоставлении возможности в общеобразовательных школах ввести предмет о религии. Это, с одной стороны, позволит школьникам овладеть базовыми знаниями о религии, с другой – позволит предотвратить попытки внедрения в школьную программу изучение какой-либо определенной религии или религий в общем.
Как показывает опыт ряда стран, внедрение в образовательную систему изучение основ доминирующей в обществе религии зачастую становится причиной конфликтов и противоречий. В качестве примера можно привести известное дело «Фольгере и другие против Норвегии», когда в Европейский Суд по правам человека поступило заявление о насильном обучении детей основам религии. Основой для столь громкого процесса послужило обращение ряда родителей школьников, которые были не в силах отказаться от предмета по изучению основ христианства.
В этой стране до 1997 года родители могли для своих детей выбирать для изучения в школе философию или историю христианства. Европейский Суд, рассмотрев, что в Норвегии евангелистско-христианская церковь обладает государственным статусом, и в государстве, где церковь не отделена от государства, в школах отдавалось предпочтение изучению христианству, посчитало, что это создает определенные трудности для других религий и религиозных меньшинств.
29 июня 2007 года Европейский Суд по правам человека принял резолюцию против преподавания в школах Норвегии религиозного предмета в качестве обязательного, и вынес определение о том, что преподавание предмета «Христианство, его знание и жизнь» нарушает статью 2 Европейской Конвенции по правам человека. Данное решение суда нашло большую поддержку среди жителей страны, по мнению которых государственная система образования не может использовать школы в религиозной пропаганде.
В связи с этим нужно отметить, что и в нашей стране отдельно взятые граждане выражают свои позиции касательно введения в учебную программу общеобразовательных школ специальный предмет по изучению религии. Но порождает сомнение уместность его введения. Также не стоит упускать из виду, что в Казахстане государство и религия отделены друг от друга и система образования светская.
Если исходить из того, что человек учится на ошибках других, то помимо вышеописанного примера Норвегии, можем опираться на опыт соседней России, где в средних школах в целях религиозно-гуманистического воспитания внедрен предмет о религии.
В российских школах это началось в 2000-х годах, и в 2007 году достигло своего апогея. В это время несколько академиков написали письмо Президенту России, где указали, что ряд заинтересованных групп, в обход Конституции, всячески способствуют изучению в школах религии.
Но в 2012 году государство, придерживаясь одностороннего общественного мнения, ввело в школьную программу предмет «Культуры религии и основы светской этики». В рамках предмета родители учеников 4 классов должны были выбрать один из следующих шести модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы православной культуры», «Основы иудаизма», «Основы ислама» и «Основы буддизма». И что самое интересное – по результатам анкетного опроса, проводимого в течение нескольких лет в регионах, где подавляющее большинство проживающих составляют русские, 33-38% из них выбрали «Основы православной культуры», 40-45% – «Основы светской этики» и 18-19% – «Основы мировых религий».
Это с одной стороны показало, что родители русских школьников не изъявляют большого желания обучить своих детей православию, и с другой стороны свидетельствует о том, что российское общество предпочитает не вмешивать религию в государственную систему образования.
Как показывают опыты Норвегии и России, в современных странах, идущих по демократическому пути развития, введение в школьную программу предметов по изучению религии не находит поддержки, как со стороны родителей учащихся, так и со стороны общества в целом. И это понятно, потому что очевидно, что в демократических государствах, где есть большие возможности для вероубеждений, навязывание религии школе не является решением проблемы.
Поэтому в нашей стране следует положить конец предложениям о введении ислама в школьную программу как отдельного предмета. Предмет «Светскость и основы религиоведения», преподаваемый в 9 классах общеобразовательных школ, способен в полной мере ответить на основные вопросы о религии.
А для молодых людей, желающих глубже изучить религию, при мечетях есть специальные обучающие курсы. Также желающие по окончании 9 класса могут получить религиозные знания в соответствующих религиозных учебных заведениях.
По причине светскости системы образования массу вопросов и разногласий порождает вопрос единой школьной формы для всех учащихся. Это вопрос о хиджабе.
Отдельно взятые граждане заставляют своих детей одеваться согласно религиозным предписаниям, таким образом противореча принципам светскости государства. В Законе страны «Об образовании» указано, что основными принципами политики в сфере образования являются светскость, гуманизм и прогрессивность, а также, что в школах запрещена деятельность религиозных объединений и в организациях образования необходимо придерживаться единой утвержденной формы одежды.
Требования по соблюдению формы одежды, на которой отсутствует религиозная атрибутика, полностью соответствуют принципам светскости государственного строя Республики Казахстан и задачам общеобразовательных школ. Поэтому некоторые религиозные граждане должны понимать, что законодательные нормы государства обязательны для представителей всех конфессий, а эти требования не ограничивают религиозные права учащихся и не задевает их религиозные чувства.
В числе таких проблемных вопросов можно отметить и тот момент, когда некоторые учащиеся по религиозным соображениям отказываются ходить в школу по субботам.
В общем, религиозные граждане должны четко понимать, что сфера образования страны регулируется не религиозными нормами, а светскими законами, потому что эти требования направлены сохранение и обеспечение прав, общих для всех людей.
Они должны помнить, что их необоснованные требования касательно формы школьной одежды и отдельных предметов, в конечном счете, могут принять серьезный оборот и для государства, и для религии, и для народа. Самое верное здесь – сохранить отношения между требованиями светского государства и религиозными принципами, перестать их противопоставлять.
Мейрам ИМАНБАЕВ
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ