От 10 до 60% членов христианских неопротестантских общин являются казахами-неофитами (новый приверженец какой-нибудь религии).
Об этом заявил руководитель Отдела исследования религиозной ситуации ТОО «Центра исследования проблем религий города Нур-Султан» Антипин Александр Юрьевич, передает Liter.kz.
В общинах «Международного общества сознания Кришны» состоят бывшие христиане и мусульмане, принявшие новую веру самостоятельно, а не по традиции от родителей.
«Сегодня дети бывших неофитов уже принимают семейное мировоззрение и для них оно является традиционным», — говорит Антипин.
Если рассматривать территорию Казахстана и те этносы, которые тут исторически проживали, то можно отметить несколько фактов.
Первое, сам процесс перехода казахского народа к исламскому мировоззрению имеет длительную историю и является конверсией от языческих представлений тенгрианства к исламу, причем в его различных направлениях, особенно в суфизме.
Второе, существуют такие прецеденты, когда целые казахские роды принимали несторианское христианство, для которого характерно то, что Иисус Христос не является Богом на земле. В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка.
Третье, в период российского колониализма встречались случаи перехода казахами в православие, что было обусловлено привилегиями, которые давало царское правительство новокрещенным.
За последние 10 лет, по данным казахстанского института стратегических исследований, число неверующих выросло до 18,8%.
«Наиболее распространенная форма атеизма это та же вера, но со знаком «минус». т.е. «я верю, что нет разумного творца». Наиболее продуманный атеизм, когда люди немного увлекаются наукой, это требование научных подтверждений существования высшего разумного творца. И как следствие отрицание всего, что нельзя подтвердить опытным путем», — говорит руководитель Отдела исследования религиозной ситуации ТОО «Центра исследования проблем религий города Нур-Султан».
Антипин также отмечает, что многие люди часто путают антиклерикализм с атеизмом, так как сами не отрицают возможности существования высшей силы, однако против религии как социального института, который пытается навязывать обществу свои положения.
Для такого мировоззрения можно определить такое название как «итсизм».
Итси́зм – форма религиозного либерализма, выражение, классифицирующее веру людей, считающих, что есть кто-то или что-то «высшее между небесами и землей», но с другой стороны, не принимают и не поддерживают установленную систему верований, доктрин, догм и существующих объяснений природы Бога какой бы то ни было отдельно взятой религии.
Александр Юрьевич отмечает, что по данным последних социологических исследований, в Нур-Султане 17% жителей настроены по отношению к религии негативно, либо скептически.