В одном их известных трудов, касающихся Ибн Таймии, является «Маджмугату фатауа ли Ибни Таймия», который составлен одним из современных авторитетов саляфитов Абур-Рохманом ибн Мухаммад ибн Касим Ан-Нажди, состоящий из 37 томов, который был издан в 2002 году, в предисловии которого сказано, что в истории человечества не было ученого, подобного Ибн Таймии, ни до него, ни после него. И здесь интересно утверждение «ни до него, ни после него». Известно, что Ибн Таймия родился в 7 веке по хиджре (661 г.).
И согласно утверждению Абур-Рохмана ибн Мухаммада ибн Касима Ан-Нажди, Ибн Таймия превзошел ученых исламской уммы эпох сахабов, табигинов и атбагут-табигинов, то есть ученых в области тафсира, хадиса, фикха, истории, акиды и других исламских наук, которые донесли до Ибн Таймии донесли до мусульманской уммы истину от нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которая была внушена ему свыше, то есть самим Всевышним Аллахом. Также, согласно утверждению Абур-Рохмана ибн Мухаммада ибн Касима Ан-Нажди, ученые указывали, что общее количество трудов Ибн Таймии составляет более чем 6 тысяч томов. И это Абур-Рохманом ибн Мухаммад ибн Касим Ан-Нажди говорит об Ибн Таймии, человеке, который большую часть своей сознательной жизни провел в заточении, где ему запрещали что-либо писать, заниматься творческой деятельностью?! Понятно, что подобные предвзятые, если не сказать фантастические, мнения об Ибн Таймии могут истекать лишь от его почитателей!
Если допустить, что Ибн Таймия является автором, якобы, более чем 6 тысяч томов, то одним из последних его трудов несомненно является «Баяну талбис аль-джахмия», который является опровержением труда Фахруддина Ар-Рази, в котором он разъясняет вероубеждение ахлюс-сунны уаль-джамаа.
Начальная часть 4-го тома «Баяну тальбис аль-джахмия», а это более чем 150 страниц, посвящена описанию образа Всевышнего Аллаха. Если быть точнее, то в этих более чем 150 страницах проводится разбор сна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в котором, якобы, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел Всевышнего Аллаха во сне в образе безбородого юноши, с вьющимися волосами, восседающего на золотом троне, в зеленом саду. При этом на его ногах были сандалии из золота. И да убережет нас Всевышний Аллах от подобной ереси! Один из современных ученых саляфитов Абдул-Азиз Ар-Раджихи даже издал труд под названием «Исбату сурати лиллях» (Подтверждение образа (формы) Аллаха), который содержит разъяснения к вышеуказанным 150 страницам из «Баяну тальбис аль-джахмия».
О чем говорится в более чем 150 страницах, в которых Ибн Таймия говорит о, якобы, сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Там приводятся десятки версий хадисов о видении Всевышнего Аллаха во сне, а также иснады (цепочки передатчиков) этих хадисов. Но, во-первых, не существует ни одного мнения ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа указывающих на достоверность этих хадисов. Во-вторых, даже сам Ибн Таймия не приводит основательного довода об их достоверности. Вместо этого он, резюмирую 150 страниц разбора хадисов о видении Всевышнего Аллаха во сне, говорит: «Поскольку стало ясно, что это происходило во сне, то видение Всевышнего Аллаха во сне допустимо. В этом вопросе, вне всякого сомнения, не может быть разногласий среди подтверждающих качества Всевышнего Аллаха. И это отрицает лишь часть джахмитов, которые сочли это ложью».
Сразу заметим, что здесь под джахмитами подразумеваются ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа, которые не разделяли взглядов Ибн Таймии.
В труде Мухаммада ибн Абдул-Уаххаба, основоположника уаххабизма и последователя Ибн Таймии, «Мухтасару сиратир-расул» (Краткое описание жизни Пророка), приводится описание путей уахи (внушения свыше), среди которых Мухаммад ибн Абдул-Уаххаб, первым делом, говорит о внушении свыше во сне. Следует отметить, что все ученые единогласны в том, что внушение свыше нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) происходило и во сне.
В чем тут подвох? Мухаммад ибн Абдул-Уаххаб указывает, что уахи, то есть внушение свыше, может происходить во сне, и что это качество, присущее всем посланникам Всевышнего Аллаха, в чем он не расходится с мнением ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа. Ибн Таймия, разбирая хадисы о сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в котором он, якобы, видел Всевышнего Аллаха в образе юноши с развивающимися волосами, восседающем на золотом троне, говорит, что видение Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышнего Аллаха возможно. А ведь уахи (внушение) во сне – одно из качеств, присущих посланникам Всевышнего Аллаха. Получается, что Мухаммад ибн Абдул-Уаххаб, живший по истечении более чем 4-х веков после Ибн Таймии, более сведущ чем Ибн Таймия. А ведь согласно утверждению Абур-Рохмана ибн Мухаммада ибн Касима Ан-Нажди, современного ученого саляфитов, в истории человечества не было ученого, подобного Ибн Таймии, ни до него, ни после него. Наверное, самим приверженцам саляфизма следует между собой определиться, кто же все-таки является самым большим ученым? Ибн Таймия, ни до, ни после которого не было ученого подобного ему, или же Мухаммад ибн Абдул-Уаххаб, который более сведущ, по сравнению с Ибн Таймией, в вопросах уахи?!
Подводя итоги сказанного выше можно сделать следующие выводы:
- Хадисы о видении Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во сне Всевышнего Аллаха не достоверные, на что указывает сам Ибн Таймия и другие ученые саляфитского течения. То есть на них нельзя ссылаться в вопросах акиды, касающихся качеств, присущих Всевышнему Аллаху.
- Оказывается Мухаммад ибн Абдул-Уаххаб более сведущ в вопросах уахи (внушения свыше) во сне, чем Ибн Таймия, которого саляфиты считают самым великим ученым в истории человечества.
- И это самое важное! Уподобление Всевышнего Аллаха юноше с вьющимися волосами, который восседает на золотом троне, и который обут в сандалии из золота, является явным антропоморфизмом. В этом вопросе приверженцам саляфизма, которые по случаю и без случая, любят говорить о единобожии, о следовании требованиям Корана и сунны, следовало бы подумать над правильностью своего вероубеждения и не уподоблять Всевышнего Аллаха юноше, восседающего на золотом троне. Кстати, это не напоминает вам о пантеоне греческих и египетских богов, во главе с Зевсом и богом солнца Ра?!
Абдуссамат Махат