По Шариату разграничивается положение мужчины и женщины.Означает ли это, что в Исламе существует неравноправие полов? Как этот вопрос представлен в других религиях?
Для созидательных религий чуждо такое понятие, как «неравноправие». В целом, женский вопрос, особенно в контексте религии, в каждом обществе и во все эпохи имел большое значение. Каждая религия выражала свое отношение относительно роли женщины в семье, обществе, и касательно ее прав. Особое внимание этому вопросу уделяется и в исламе. Следует отметить, что в исламе не просто обозначены место и роль женщины в семье, обществе, но и определена ее высокая роль, обозначены ее права, направленные на ее защиту и заботу о ней.
В исламе мужчины и женщины перед Аллахом равны, то есть в выполнении своих обязательств, как рабы Всевышнего. В своих хадисах пророк Мухаммед неоднократно говорил о необходимости в семейных отношениях относиться к женщине с уважением, проявлять внимание, доброту и заботу. Об особой роли женщины свидетельствует и изречения пророка Мухаммеда: «Рай находится под ногами матерей».
Если говорить о женском вопросе в контексте других религий, можно заметить, что в любой священной книге есть положение о том, что роль и значение женщины никоим образом не умаляется и не ставится ниже мужчины. Библия гласит: «Господь создал женщин, также как и мужчин, по своему образу и подобию». Христианство проповедует равенство людей, иудеи подчеркивают, что деление по признаку пола или положению в обществе – второстепенно, отмечая, что перед Богом все равны.
Христианские ученые, рассуждающие на уровне цивилизованного разума, будь он православный, католик или протестант, согласны с тем, что в священных книгах нет принципа, на основе которого возможно возникновение неравенства женщин. Вместе с тем, осуществление божественной миссии через женщин (матерей), возвышение образа женщины до уровня Богородицы, наличие в содержании Библии религиозных служителей из числа женщин – все это показывает значимость личности женщины в христианстве.
Другая сторона вопроса – отношение женщины к религии. Обязанности женщины и мужчины перед Господом, выполняемые ими богослужения, почти во всех религиях, одинаково равны. В отдельных частях богослужебных ритуалов возможны определенные различия для мужчин и женщин, но ритуалы богослужения, в целом, для всех одинаковы. В мировых религиях преобладают образы женщин-монахинь. Женщины-матери в исламе, достигшие уровня святых, женщины-монахини в христианстве, образы женщин, как религиозных служителей, в других религиях – все это служит доказательством этому. Преобладающую часть верующих во всех религиях составляют именно женщины. Также женщинам, на должном уровне освоившим религиозные учения, не запрещается преподавательская деятельность. В исламе получение знаний является обязательным как мужчинам, так и женщинам.
В этой связи, следует остановиться на некоторых вопросах, создающих недопонимание по отношению вопроса равенства женщины. В религиозных принципах по сравнению с выражением «равенство мужчин и женщин» преобладает понятие «взаимодополнение мужчин и женщин». Потому как, согласно природным особенностям, мужчины и женщины не могут обладать характерами и достоинствами друг друга, так и не могут выполнять права и обязанности друг друга. Мужчины и женщины рассматриваются как независимые личности со свойственным себе характером, достоинствами, правами и обязанностями. Практически во всех религиях большая часть прав и обязанностей женщин касается в основном их роли как матери и жены. В свою очередь, мужчины имеют больше прав за пределами семьи, как её содержателя, исполнителя основных обязанностей в обществе. Нельзя говорить о такой особенности, как неравенство мужчин и женщин, так как это означает отсутствие всесторонних знаний об основах религии.
В Коране имеется много аятов, согласно которым «Женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и мужчины [по отношению к женам], хотя мужья выше их по достоинствам», «Мужья – попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества». И здесь можно заметить преобладание по обязанностям, чем по правам. Потому что, за выражениями «выше по достоинствам», «мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества» кроется множество обязанностей, таких как руководство над всеми действиями семьи, женитьба на женщине, при этом выплатив достойный калым, ее содержание, обеспечение всем необходимым жены и детей, их обучение, воспитание и т.д.
В исламе в качестве самых благих отношений указываются отношения с женщинами. По этому поводу имеются такие хадисы пророка Мухаммеда, как «Самый лучший из вас тот мужчина, который лучше всех относится к своим женам».
Однако в исламе ответственность за семью является общей для мужчины и женщины. Это можно понять из содержания хадиса, который гласит: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству; мужчина является пастухом для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несет ответственность за свою паству…»
На основе вышеизложенного, можно утверждать, что взгляд мировых религий по отношению к женщинам не равнозначен с понятием «неравенство».
По Шариату разграничивается положение мужчины и женщины.Означает ли это, что в Исламе существует неравноправие полов? Как этот вопрос представлен в других религиях?
Для созидательных религий чуждо такое понятие, как «неравноправие». В целом, женский вопрос, особенно в контексте религии, в каждом обществе и во все эпохи имел большое значение. Каждая религия выражала свое отношение относительно роли женщины в семье, обществе, и касательно ее прав. Особое внимание этому вопросу уделяется и в исламе. Следует отметить, что в исламе не просто обозначены место и роль женщины в семье, обществе, но и определена ее высокая роль, обозначены ее права, направленные на ее защиту и заботу о ней.
В исламе мужчины и женщины перед Аллахом равны, то есть в выполнении своих обязательств, как рабы Всевышнего. В своих хадисах пророк Мухаммед неоднократно говорил о необходимости в семейных отношениях относиться к женщине с уважением, проявлять внимание, доброту и заботу. Об особой роли женщины свидетельствует и изречения пророка Мухаммеда: «Рай находится под ногами матерей».
Если говорить о женском вопросе в контексте других религий, можно заметить, что в любой священной книге есть положение о том, что роль и значение женщины никоим образом не умаляется и не ставится ниже мужчины. Библия гласит: «Господь создал женщин, также как и мужчин, по своему образу и подобию». Христианство проповедует равенство людей, иудеи подчеркивают, что деление по признаку пола или положению в обществе – второстепенно, отмечая, что перед Богом все равны.
Христианские ученые, рассуждающие на уровне цивилизованного разума, будь он православный, католик или протестант, согласны с тем, что в священных книгах нет принципа, на основе которого возможно возникновение неравенства женщин. Вместе с тем, осуществление божественной миссии через женщин (матерей), возвышение образа женщины до уровня Богородицы, наличие в содержании Библии религиозных служителей из числа женщин – все это показывает значимость личности женщины в христианстве.
Другая сторона вопроса – отношение женщины к религии. Обязанности женщины и мужчины перед Господом, выполняемые ими богослужения, почти во всех религиях, одинаково равны. В отдельных частях богослужебных ритуалов возможны определенные различия для мужчин и женщин, но ритуалы богослужения, в целом, для всех одинаковы. В мировых религиях преобладают образы женщин-монахинь. Женщины-матери в исламе, достигшие уровня святых, женщины-монахини в христианстве, образы женщин, как религиозных служителей, в других религиях – все это служит доказательством этому. Преобладающую часть верующих во всех религиях составляют именно женщины. Также женщинам, на должном уровне освоившим религиозные учения, не запрещается преподавательская деятельность. В исламе получение знаний является обязательным как мужчинам, так и женщинам.
В этой связи, следует остановиться на некоторых вопросах, создающих недопонимание по отношению вопроса равенства женщины. В религиозных принципах по сравнению с выражением «равенство мужчин и женщин» преобладает понятие «взаимодополнение мужчин и женщин». Потому как, согласно природным особенностям, мужчины и женщины не могут обладать характерами и достоинствами друг друга, так и не могут выполнять права и обязанности друг друга. Мужчины и женщины рассматриваются как независимые личности со свойственным себе характером, достоинствами, правами и обязанностями. Практически во всех религиях большая часть прав и обязанностей женщин касается в основном их роли как матери и жены. В свою очередь, мужчины имеют больше прав за пределами семьи, как её содержателя, исполнителя основных обязанностей в обществе. Нельзя говорить о такой особенности, как неравенство мужчин и женщин, так как это означает отсутствие всесторонних знаний об основах религии.
В Коране имеется много аятов, согласно которым «Женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и мужчины [по отношению к женам], хотя мужья выше их по достоинствам», «Мужья – попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества». И здесь можно заметить преобладание по обязанностям, чем по правам. Потому что, за выражениями «выше по достоинствам», «мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества» кроется множество обязанностей, таких как руководство над всеми действиями семьи, женитьба на женщине, при этом выплатив достойный калым, ее содержание, обеспечение всем необходимым жены и детей, их обучение, воспитание и т.д.
В исламе в качестве самых благих отношений указываются отношения с женщинами. По этому поводу имеются такие хадисы пророка Мухаммеда, как «Самый лучший из вас тот мужчина, который лучше всех относится к своим женам».
Однако в исламе ответственность за семью является общей для мужчины и женщины. Это можно понять из содержания хадиса, который гласит: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству; мужчина является пастухом для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несет ответственность за свою паству…»
На основе вышеизложенного, можно утверждать, что взгляд мировых религий по отношению к женщинам не равнозначен с понятием «неравенство».