Вопрос: Можно ли представителей других вероисповеданий приводить в Ислам против их воли?
Ответ: На самом деле насильственное обращение в Ислам противоречит принципу нашей религии о «зависимости действия от намерения». Религия – это не то место, где люди устанавливают свои правила путем насилия и навязывания. В ее основе, прежде всего, лежит вера. А вера – это чистота сердца и совести. Здесь нет места принуждению. Человек лишь своими собственными усилиями и намерениями может породить веру.
Если обратимся к основополагающим ценностям в Исламе, то увидим, что Коран и сунны не приемлют насилия и принуждения.
Доказательство тому: сура «Бакара», аят 256: «Нет принуждения в религии. Истинный путь (уже) стал отличаться от заблуждения».
Как гласят аят 20 суры «Али Имран», аят 82 суры «Нахыл» и аят 48 суры «Шура», на Пророка Мухаммеда «возложена только передача [откровения]» народу.
Из истории известно, что мусульмане на завоеванных территориях не разрушали святилища и не уничтожали духовные ценности того народа. Они не преобразовывали в мечети христианские церкви или молитвенные дома представителей других вероисповеданий. Напротив, мусульманские правители защищали их от врагов, не ущемляли их свободу, лишь собирали с них джизья – подушную подать. Даже в военное время они не разрешали убивать верующих, женщин, детей, мирных жителей, разрушать дома молитв, уничтожать посевные поля и фруктовые деревья.
Халифа Абу Бакир наказал сахабе Усаму ибн Зейду: «… если повстречаете людей, посвятивших себя поклонению, отпустите их с миром». Праведный Второй халиф Омар ибн Хаттаб на смертном одре давал наставления: «Справедливо относитесь к людям, защищенным Пророком (т.е. к немусульманам, представителям других вероисповедований). Не нарушайте заключенный с ними договор. Не облагайте их непосильными налогами».
В другом случае Омар ибн Хаттаб (р.а.) как-то раз повстречал на улице просящего милостыню старика другой веры, и, подумав, что бедняга в молодости платил джизья, теперь в почтенном возрасте вынужден побираться, посодействовал в оказании ему материальной помощи из государственного бюджета.
Принципы справедливых халифов, как защита прав зимми – иноверцев в мусульманских странах, воспрепятствование принуждению к религии и в дальнейшем передавались в качестве наставления последующим мусульманским правителям.
Балгабек МЫРЗАЕВ,
Перевод Гулжанат Жубаниязовой