между суннитскими школами и салафизмом в отношение сущности Аллаха?
Салафиты считают доктрину единобожия основой Ислама и в этом их мнение соответствует позиции всей мусульманской общины т.е. со школами вероубеждения матруди и ашари. При этом они считают, что введение любых посреднических звеньев в отношениях между Богом и людьми является отступлением от единобожия.
Так, например, они считают недопустимым введение священства, не признают сакральных или духовных авторитетов. Кроме того, такие действия, как обращение к умершим праведникам или обращение с упоминанием их имен в качестве посреднического звена между человеком и Богом, являются отступлением от принципов единобожия в вероубеждении салафитов. Любые подобные действия расцениваются ими как проявление язычества (ширка). В принципе, с этим согласны все школы суннитского направления, но, в то же время, салафиты в значительной мере развили их.
В трудах исламских теоретиков-салафитов упоминается, что доктрина божественного единства состоит из трех составляющих:
- Божественное господство над всем мирозданием (таухид ар-рубубия).
- Исключительное право Бога в качестве единственного объекта для служения (таухид аль-улюхия).
- Единство Бога в обладании прекрасными именами и качествами (таухид аль-асма уа-с-сифат), которое подразумевает наличие у Бога различных эпитетов и атрибутивных качеств.
В салафизме указанному выше второму пункту доктрины божественного единства – таухид аль-улюхия – придается особенное значение. Согласно учению Ибн Таймии в своем служении человек должен быть обращен своими помыслами и всем своим существом к Богу. Если же он подразумевает в своих помыслах и действиях еще какой-либо субъект помимо Бога, то он в большей или меньшей мере впадает в язычество (ширк), даже если при этом утверждает о единобожии.
По утверждению салафитов язычники также знали и знают о существовании единого творца, но служение ему совершают посредством других субъектов (богов или святых). Именно в этом состоит их политеизм. В доказательство этому салафиты приводят аят из Корана, где говорится: «А если ты их (язычников) спросишь: “Кто сотворил небеса и землю?”, они, конечно, скажут: “Аллах”». (31: 25)
Любая самодеятельность и введение новых ритуалов для служения и актов поклонения является, в доктрине Ибн Таймии, ересью (бид’а). В частности он подверг ожесточенной критике практику всех неортодоксальных мистических учений в Исламе, которые вводили такие новые элементы религиозного служения, как почитание могил умерших праведников, культ святых и мучеников, которые не были характерны раннему периоду Ислама. Все подобные действия Ибн Таймия назвал отступлением от принципов исламского единобожия.
Ибн Таймия считал возможным посещение могил лишь с целью осмысления своего земного существования и предназначения. Мольба в адрес усопшего недопустима ни в коем случае, даже в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Отвергая культ и почитание святых, Ибн Таймия, тем не менее, считал возможным достижение некоторыми людьми некоего состояния озарения (карама) от Бога, вследствии их преданного и искреннего служения ему. Но это состояние не является подобием чудес пророков и получения ими откровений от Бога. Люди обладающие карамой не отличаются от остальных людей и обязаны исполнять все предписания религии.
Как и все салафиты, Ибн Таймия считал недопустимым обращение к Богу посредством умерших святых и праведников. Все это расценивалось им как отступничество от принципов единобожия. Однако он считал допустимым, если живой праведник помолится Богу за кого-то, по его же просьбе.
Ученые сунниты же говорят о том, что специально прочтенные молитвы приносят пользу умершим. По мнению ханбалитских, шафиитских, ханафитских, маликитских и нынешних авторитетных богословов Ислама, посвящение молитв усопшим приносят им облегчение и пользу.
В книге К. Жолдыбайулы «Религия и менталитет» («Дін мен діл») старший ученик Ибн Таймии Ибнул-Кайим аль-Джаузи приводил множество аргументов в пользу посвящения Корана усопшим, поминания в молитве усопших. Ибнул-Кайим аль-Джаузи говорил: «Поклонение, благое дело осуществляется двумя путями: телом и имуществом. Пророк говорил, что садака от имени умершего принесет ему пользу. Пост от имени умершего также приносит пользу душе умершего в ином мире. Также есть польза и от хаджа, совершенного от имени умершего. Об этом говорится в хадисах».
Также в салафизме нет теории о божественных атрибутах, которых придерживаются сторонники матуридитских и ашаритских школ и они выражаются в их разделении на сущностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия), так как они определены отвергаемыми салафитами методами разума и логики на основании рационального осмысления Откровения. Однако, отвергнув матуриди-ашаритские концепции, Ибн Таймия и его последователи заменили их своей системой представлений о божественных атрибутах.
Аяты Корана и хадисы, где сообщается об Аллахе, означают особенности, действия и называются «муташабих аят, хадисы» (аяты, хадисы с неясным содержанием) или «Аятус-сифат», «Ахадисус-сифат» (аяты и хадисы имеющие отношение к описанию Аллаха) или «ас-сифатул-хабария» (хабари – описания Аллаха, неподдающиеся разуму).
Так, в вопросе муташабих аятов, в первую очередь, салафиты заявили о том, что ими принимаются все атрибуты Бога так, как они излагаются в Откровении. Причем эти атрибуты не подвергаются салафитами аллегоризации. Исходя из этого, Ибн Таймия и его последователи признали все описанные в Коране и Сунне качества Аллаха, такие как способность гневаться, говорить, вознесение на трон и т.п.
Также салафиты утверждают, что у Аллаха имеются руки и лик, как об этом говорится в Коране, и не допускают иносказательности в отношении понимания этих моментов. Но в то же время, они, в отличие от антропоморфистов, считают все это присущим только Богу и не относят это к сотворенному миру.
То есть Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а его гнев или способность говорить также не являются аналогичными человеческим, а присущи лишь Ему непостижимым разуму образом. Такие подходы к пониманию проблемы божественных атрибутов Ибн Таймия и назвал методом «праведных предков» (салафов).
Однако эта точка зрения салафитов была подвергнута критике представителями других мировоззренческих школ Ислама, которые утверждали, что все эти воззрения салафитов по отношению к божественным атрибутам, в конечном итоге, могут привести к антропоморфизму (наделение человеческими качествами).
Все дело в том, что смыслы аятов Корана разделяются ими на эзотерические и экзотерические. Как приведено в книге ученого-религиоведа К. Жолдыбайулы «Дін мен діл» ученые-сунниты придерживались следующих принципов:
- Прямое значение слов, которые характеризуют сотворенных, то есть людей, нельзя принимать как подобие Аллаху. Аллах чист от всего этого. Как и то, что нет ничего, подобного Аллаху, так и нет ничего похожего на Него.
- Нельзя полностью отрицать значения слов от Аллаха в целях очищения Аллаха от всего (таътил).
- Необходимо поручить истинное значение таких слов на безграничное знание Аллаха и уверовать в них (тафуид).
Критики салафитов утверждали, что они следуют только экзотерическим смыслам аятов и игнорируют скрытые смыслы откровения. Именно поэтому аяты Корана должны быть истолкованы в точном соответствии с дословным смыслом, но, если возникает необходимость, то, в качестве исключения, можно подвергнуть некоторые аяты и аллегорической трактовке.
В частности это относилось к следующим аятам Корана:
«Поистине те, кто присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха над их руками…». (48:10) (Здесь речь идет о присяге, которую дали пророку Мухаммаду сподвижники накануне заключения Худайбийского мира с язычниками-мекканцами) «И не призывай вместе с Аллахом другого бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь гибнет кроме Его лика». (28: 88)
Указывая на смысл этих аятов, критики салафитов утверждали, что упомянутые в них слова «рука» и «лик» Аллаха невозможно принимать в буквальном смысле, так как это открывает путь к антропоморфизму. Поэтому «рука» понималась ими как «всемогущество», а «лик» – как «личность».
Однако салафиты, и в первую очередь Ибн Таймия, в свою очередь, опровергали доводы критиков тем, что введение аллегорических иносказаний является продуктом человеческого мышления и не может быть истиной в последней инстанции. Они также отрицали свою причастность к антропоморфистам, так как не уподобляли «руки» или «лик» Аллаха аналогичным органам человека или других творений.
Салафиты утверждали, что даже если их методы не объясняют эти смыслы Корана и Сунны, то все равно они более приемлемы, так как не допускают человеческого мнения по отношению к божественным атрибутам.
Все идеологические и методологические принципы учения шейха Ислама Ибн Таймии периодически использовались различными реформаторскими школами, вплоть до сегодняшнего дня. Его идеи легли в основу идеологии движения Мухаммада ибн Абдул-Уаххаба, основателя движения «ваххабитов».
Позднее, в конце 19-го, в начале 20-го веков, идеи Ибн Таймии использовались египетскими исламскими реформаторами, представителями движения «братьев-мусульман» (аль-ихуан аль-муслимун), индийскими фараидитами и многими другими религиозно-политическими движениями в мусульманском мире.
Исатай БЕРДАЛИЕВ,
исламовед-теолог