Здесь необходимо учесть тот факт, что исламские каноны, касающиеся веры (то есть акиды), не изменяются (что касается особенностей толкования, то это уже отдельный вопрос). В части, относящийся к правовым нормам (фикх), регулирующим быт и взаимоотношения, имеют место некоторые изменения в отношении времени, места (среды). Подобные изменения стали основой для формирования нескольких мазхабов в истории ислама. В учении имама Агзама Абу Ханифы, основоположника ханафитского мазхаба, которого придерживается большинство мусульман мира, и который стал традиционным для мусульман Казахстана, придавалось большое значение национальным традициям местного населения, принявшего ислам. Согласно ханафитскому мазхабу, обычаи используются в качестве основы для выпуска фетв, то есть религиозного вердикта касательно определенного вопроса. Если какой-либо уклад или какая-либо традиция, характерная для определенного народа, не противоречит исламскому шариату, то их употребление, или же действие по ним в обществе не запрещается или не ограничивается. Если обычай решает вопрос, на который нет вердикта в Коране или же в хадисах Пророка, либо фетвах исламских улемов, через традиции местного населения, то такой обычай воспринимается в качестве фетвы.
Кроме того, ханафитский мазхаб согласует брать за основу для выпуска фетв и доисламские каноны. Однако, традиции и действия определенного народа, сформированные в соответствии с его доисламским мировоззрением и бытом, не должны противоречить исламскому шариату. Все это показывает гибкость основанного Абу Ханифой мазхаба, адаптированность его к местным условиям, разумность и способность разделять положительные и негативные стороны традиций. Именно поэтому традиции, обычаи казахского народа, исповедавшего традиционный ханафитский мазхаб, нашли гармонию с канонами ислама.
Известно, что казахское обычное право (адат), являющиеся традиционным, начинается с родоплеменного периода. Так, система государственного управления и гражданские взаимоотношения регулировались с помощью адата. Вначале своего существования эти законы употреблялись в устной форме, впоследствии появились их письменные образцы. К примеру, «Төре бітігі» Тюркского каганата, «Яса» Чингисхана, система законов «Низам» Узбек хана и Едиге бия, «Касыма праведный путь» («Қасым ханның қасқа жолы»), «Есима исконный путь» («Есім ханның ескі жолы»), «Семь установлений» («Жеті жарғы») Тауке хана были нормативными документами, посредством которых обычное степное право, местами изменившись, было систематизировано, модернизировано и передано из поколения в поколение. Ошибочно утверждать, что ислам резко поменял адат, испокон веков сформированный и бытовавший среди местного населения, согласно его особенностям местоположения, системы управления и правового взаимоотношения. Наоборот, законы адата в процессе параллельного развития с исламской религией по своему содержанию постепенно приспособились к шариату. Что же касается основательных перемен, внесенных исламской религией в местные обычаи, то они, в первую очередь, произошли в таких ритуалах, имеющих сугубо религиозный характер, как обычаи захоронения.
На протяжении многих столетий, в процессе тесного взаимоотношения исламской религии и казахских традиций были сформированы формы сосуществования шариата с адатом. Избирательная система, созданная в результате колониальной политики царской России, а также политическая власть Советского режима в Казахстане стали основной ступенью упразднения традиционных институтов права. Даже тогда, когда советские органы власти были вынуждены разрешить официальную деятельность духовенства во время Второй мировой войны, официальная власть всячески пыталась разъединить ислам и национальные традиции. В этих целях, от имени представителей официальных религий, власть издавала вердикты против приспособленных к обычному праву, адату, религиозных канонов. Таким образом, с помощью противопоставления шариата адату, то есть лишения религии формы своего существования, происходило уничтожение национальных устоев. В свое время некоторые ориенталистические исследования также были использованы для этой цели. К сожалению, влияние провакационной политики, безосновательных мнений сегодня искоренилось не полностью. Поэтому считаем, что во время переосмысления духовной истории необходимо переоценить эти процессы для того, чтобы дать правильный ориентир для подрастающего поколения.