Вопрос: Как в Интернете отличить традиционного проповедника от «псевдопроповедника»?
Ответ: Сегодня в Интернете наблюдается большое количество религиозных проповедников и пропагандистов. Среди них есть правильные и неправильные. Но как же их различить? Это очень важно, потому что для человека, пожелавшего заняться изучением религии, религиозный проповедник имеет большое значение. Поэтому не будет лишним знать некоторые моменты.
Во-первых, изучать религию желательно в мечетях или специальных духовных учебных заведениях. Затем нужно выбирать проповедников, одобренных ДУМК. Их список, данные, сведения о деятельности можно найти в Интернете. К слову, данная информация была опубликована в соцсетях неоднократно. Наряду с этим, имена и фамилии традиционных проповедников имеются у имамов и работников в местных мечетях.
Во-вторых, видеоролики традиционных религиозных проповедников размещены на сайтах muftyat kz., kazislam kz., muslim kz, а также сайтах районных и городских мечетей. Каждый желающий в любое время может открыть сайты и послушать их проповеди.
В-третьих, надо с большой осторожностью относиться к проповедям иностранцев. Причем в их рядах не только иностранцы, но и граждане, депортированные из Казахстана по религиозным соображениям. Потому что некоторые люди извне, под прикрытием религии, нацелены разрушить мир и стабильность в стране. Для этого они при любых вопросах (намаз, пост, никах, развод и т.д.) выносят различные фетвы. Как следствие, прихожане не в силах прийти к единому мнению, начинают делиться. В мечети нарушается согласие и единство. Именно поэтому в решении всех религиозных вопросов нужно руководствоваться фетвами ДУМК.
В-четвертых, нравоучения традиционных религиозных проповедников по возможности соприкасаются с народными традициями. В них содержится призыв народа к единству и солидарности, миру и согласию.
В-пятых, «псевдопроповедники» зачастую бывают однобоки, довольно резко высказываются в адрес представителей других вероисповеданий, отдавая приоритет мусульманам. Более того, среди них встречаются и те, кто призывает изменить систему с помощью оружия; переселиться из Казахстана в мусульманские государства (совершить хиджру); считает мусульманами лишь себя и своих единомышленников, а остальные для них – кафиры и т.д.
От подобных проповедников следует держаться подальше.
Жалгас САДУАХАСУЛЫ,
перевод Гулжанат Жубаниязовой