В религии есть такое понятие как «усуль».
Лингвистическое значение слова «усуль»: основа, фундамент.
Религиозное терминологическое значение слова «усуль»: правила извлечения норм и доводов.
Наряду с этим в области религии применяется и синоним слова «усуль» – основы, науки.
Примеры:
– Усуль ад-дин: основы религии, вероубеждения.
– Усуль аль-фикх: основы (учение) правил и совокупности доводов, делающие возможным истинбат (извлечение) шариатских норм.
– Улюм аль-Куран: дословно: Коранические науки, Корановедение. Это комплекс наук (дисциплин), изучающие особенности Корана.
– Улюм аль-хадис: дословно: Науки хадиса, Хадисоведение. Это комплекс наук (дисциплин), изучающие особенности хадисов.
В чем важность «усуль»?
Усуль – это правила, имеющие всеобъемлющий смысл, которые разъясняют порядок предпочтения доводов. Согласно правилам «усуль» доводы следует сначала искать из Корана, затем из Сунны, потом из иджмы и кияса.
Иджма: единогласное решение ученых в отношении какого-либо вопроса.
Кияс: суждение по аналогии.
Следование этой строгой системе (Коран, Сунна, иджма и кияс), разработанной учеными-муджтахидами, защищает от ошибок, неправильной трактовки, ошибочного понимания аята или хадиса.
Ученый-муджтахид: ученый (исламский богослов) обладающий знанием и правом выносить фетвы по религиозным вопросам, опираясь исключительно на аяты Корана и хадисы, а не на суждения других ученых-богословов. Признанными учеными-муджтахидами являются основатели четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа имам Абу Ханифа, имам Малик ибн Анас, Мухаммад Аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбаль (рохматуллахи аляйхим).
Можно ли обойтись без «усуль» в вопросах Корана, хадиса, акиды (вероубеждения), фикха и других религиозных наук за счет «знания сунны (хадисов)» подобно саляфитам?
Если учесть, что противоположность саляфитов приверженцам одного из четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, то есть ханафитам, шафиитам, маликитам и ханбалитам, в основном наблюдается в вопросах акиды и фикха, то следует заметить, что во всех четырех мазхабах существуют основополагающие труды в области «усуль» в области Корана, Сунны (хадиса), акиды и фикха. Благодаря этому среди, к примеру, ханафитов или же шафиитов нет разногласий в вопросах акиды и фикха, так как каждый приверженец определенного мазхаба в вопросах акиды и фикха следует за имамом своего мазхаба. И нет сомнения в том, что непререкаемость авторитета имамов четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа основана на степени их знаний Корана и Сунны.
Теперь давайте взглянем на «усуль» саляфитов! И самый первый вопрос: имеются ли труды по «усуль» у саляфитов? Если имеются, то кто является автором этих трудов и как называются их труды? Не будем томить читателя и сразу же ответим: у саляфитов нет ни одного труда по «усулю», который бы касался Корана, Сунны (хадиса), акиды или же фикха. Почему? Да потому вся основополагающяя литература саляфитов сводится к трудам лишь нескольких авторов, среди которых можно назвать, к примеру, имама Ибн Таймию, имама Ибн Кайима Аль-Джаузия, Мухаммада ибн Абдуль-Уаххаба, а также других более поздних авторов, таких как шейх Аль-Альбани, шейх Усеймин и др. Но как известно, никто из них не был ученым-муджтахидом, и тем более не написал ни одного труда в области «усуль». Если и есть какие-либо труды, которые касаются «усуль», то это, как известно, пояснения к уже существующим трудам других ученых, которые, к стати, были ханафитами, маликитами, шафиитами или же ханбалитами . Остается добавить, что если рассматривать религиозные науки по отдельности, то никто из саляфитов не может утверждать, что, к примеру, такие ученые в области акиды, как имам Тахауи и имам Насафи, ученые в области тафсира имам Суютый и имам Ибн Касир, составители сборников самых достоверных хадисов имам Бухари и имам Муслим, ученые, написавшие разъяснения к этим сборникам, имам Ибн Хаджар Аль-Аскаляни и имам Науауи, составитель первого труда в области Усуль Аль-Фикх под названием «Аль-Умм» имам Шафии были саляфитами.
Вот и получается, что у саляфитов отсутствуют основы религии, что находит свое отражение:
- В неправильном толковании аятов Корана;
- В искажении смысла хадисов;
Из чего проистекает антропоморфизм, то есть уподобление Всевышнего Аллаха творениям.
Во первых не салафиты как ты написал бездарь,а саляфи.А во вторых,первым кто написал усуль фикх,имам Аш-шафи,а кто тебе сказал что саляфи не считают имама Аш-шафи своим ученным.Вот ты бы лучше про матрудитов написал что у них есть а чего нет.
В статье все правильно написано!