В религиозной терминологии существует множество терминов, обозначающих деятельность различных религиозных групп.
Что такое культы и как вызволить близких из лап вербовщиков деструктивных течений рассказал в интервью порталу KAZISLAM.KZ Тулеген Оразов, психолог Центра общественного развития и информации Управления внутренней политики Северо-Казахстанской области.
– Тулеген Советович объясните дефиницию термина «культ»?
– В науке существует уйма трактовок данного термина. Слово «культ» происходит от латинского слова «cultus», которое дословно значит «поклоняться» или «почитать» что-либо. В наше время термин «культ» означает религиозное служение божеству. Необходимо заметить, что исторически слово «культ» было религиозным, а не социологическим или психологическим понятием.
Определение «культ» подходит для обозначения религиозных групп, независимо от того, являются ли они ответвлениями или течениями христианства, индуизма, буддизма, даоизма или ислама.
Однако в последнее время увы этот термин в большей степени используется в отношении деструктивных течений или новых религиозных движений.
– Почему несмотря на проводимую государством работу по повышению религиоведческой грамотности населения, люди по-прежнему вовлекаются в ряды деструктивных течений?
– Нет четких объяснений этому процессу. Но это факт. Причин попадания в ряды религиозных культов или течений различны. Если ранее люди вовлекались через знакомых, на улицах, то сейчас они вовлекаются чаще всего через платформы социальных сетей.
Первоначальное вхождение в ряды культа воспроизводит на человека особое впечатление появление смысла в их жизни, чувства безопасности, принадлежности к группе, связанное с коллективным проведением времени (молитвы в общине, исполнение коллективных обрядов, собрания и совместное миссионерское служение). Далее это чувство укрепляется как лидером культа, так и его членами.
В культе человек перенимает образцы поведения окружающих и становится доверчив, мягок, уступчив. Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личности в принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы и чувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым, дорогим, нужным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться его потерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти на уступки, жертвуя своими ценностями.
Укрепление глубинных связей с культовой организацией также достигается благодаря культу самого лидера, при этом, если член группы находится в подростковом или юношеском возрасте, его гиперсексуальность, ненаправленная в социально-активные формы, сублимируется и обнаруживается как любовь и преданность к лидеру.
– Что теряет адепт, находящийся в культе?
– В первую очередь он теряет личностную ориентацию и нравственно-духовные ценности, привитые ему родителями. Чем больше он находится в рядах течения, тем он больше отдаляется от своих родных и близких.
В дальнейшем происходит полное отчуждение от родственников, в том числе от собственных детей, уход из родительского дома: отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность деструктивной организации.
– Как вызволить своих близких из таких культов?
– Только усилия теологов и психологов, а в некоторых случаях – священнослужители традиционных религий, и конечно при постоянной помощи со стороны родителей и близких пострадавшего.
Надо отметить, что реабилитационная программа в большинстве случает всегда дает положительный эффект, и от членов семьи зависит его продолжительность и успех. В такой ситуации семье нужно уделять больше времени члену своей семьи, оказавшемуся адептом религиозной группы. Необходимо будет искать альтернативные занятия его бывшему посещению культа, постараться изолировать его от общения с членами и лидером культа. Это возможно если на непродолжительное время уехать с пострадавшим в другие места, что позволит ему обрести утерянные социальные навыки и психологическую устойчивость.
В момент, когда пострадавший возобновляет связи с друзьями, происходит еще один сложный кризис для него. Следует для более широкого общения завести новых друзей и снова научиться доверять людям. Доверять людям после того, как он был обманут культом – сложный и долгий процесс.
И этот процесс для бывшего адепта культа быстротечен и безопасен при оказании социальной и психологической помощи квалифицированного специалиста.
– Какие рекомендации следует соблюдать близким адепта при его реабилитации?
– В первую очередь это проявлять внимание и чуткость к его запросам, общению с ним.
Не забывайте поощрять все позитивное, что происходит в процессе реабилитации бывшего адепта. Будьте терпеливы. Не пытайтесь заставлять его идти быстрее, чем он может.
Лидеры культов настраивают приверженцев на то, чтобы те отказались от самостоятельности. Поэтому адепты нередко просят разрешения даже в самых элементарных вопросах, к примеру чтобы воспользоваться душем или ванной. В результате бывшие адепты могут мучиться над принятием самых незначительных решений, вроде того, что есть, надевать, читать и когда спать.
Для бывших участников культов характерно стремление просить руководства и совета, поэтому проявляйте чуткость и мягко поощряйте его делать собственный выбор. Облегчайте процесс принятия решения, поощряя самостоятельность человека.
– Сколько нужно времени что реабилитировать бывшего адепта для полного ухода из культа?
– У всех по-разному, это зависит в первую очередь от него самого, его семьи и близких.
Как показывает практика, процесс реабилитации бывшего адепта культа, может занимать от 3-х месяцев до 3-х лет, причем, первые три месяца после ухода из культа обычно являются наиболее трудными, т.к. культовый опыт является регрессивным и может вызывать поведение, похожее на детское.
Крайне важно понимать, что социально-психологическая реабилитация пострадавших от деструктивных религиозных объединений требует большой затраты времени, дисциплины и огромного мужества, как со стороны пострадавшего, так и со стороны социального работника, психолога или священнослужителя.
– Какие еще методы эффективны при работе с пострадавшими от радикальных течений?
– Специалисты-психологи предлагают для полноценной реабилитации завести отношения, вступить в брак и родить детей. И главное – уяснить для себя, что культ не только нанес вам вред, но, возможно, принес и пользу.
Польза заключается в том, что вы стали разборчивее в людях, почувствовали настоящую любовь своих близких, научились объективно оценивать то, что происходит с вами и вокруг вас, принимать самостоятельные решения и т.п.
Опыт социально-психологической реабилитации пострадавших от увлечения деструктивными религиозными движениями показывает, что вытащить оттуда — это не есть значительная победа. Самое главное – человек, вышедший из культа, должен восстановить связи с миром и с самим собой!
Продолжение следует
В религиозной терминологии существует множество терминов, обозначающих деятельность различных религиозных групп.
Что такое культы и как вызволить близких из лап вербовщиков деструктивных течений рассказал в интервью порталу KAZISLAM.KZ Тулеген Оразов, психолог Центра общественного развития и информации Управления внутренней политики Северо-Казахстанской области.
– Тулеген Советович объясните дефиницию термина «культ»?
– В науке существует уйма трактовок данного термина. Слово «культ» происходит от латинского слова «cultus», которое дословно значит «поклоняться» или «почитать» что-либо. В наше время термин «культ» означает религиозное служение божеству. Необходимо заметить, что исторически слово «культ» было религиозным, а не социологическим или психологическим понятием.
Определение «культ» подходит для обозначения религиозных групп, независимо от того, являются ли они ответвлениями или течениями христианства, индуизма, буддизма, даоизма или ислама.
Однако в последнее время увы этот термин в большей степени используется в отношении деструктивных течений или новых религиозных движений.
– Почему несмотря на проводимую государством работу по повышению религиоведческой грамотности населения, люди по-прежнему вовлекаются в ряды деструктивных течений?
– Нет четких объяснений этому процессу. Но это факт. Причин попадания в ряды религиозных культов или течений различны. Если ранее люди вовлекались через знакомых, на улицах, то сейчас они вовлекаются чаще всего через платформы социальных сетей.
Первоначальное вхождение в ряды культа воспроизводит на человека особое впечатление появление смысла в их жизни, чувства безопасности, принадлежности к группе, связанное с коллективным проведением времени (молитвы в общине, исполнение коллективных обрядов, собрания и совместное миссионерское служение). Далее это чувство укрепляется как лидером культа, так и его членами.
В культе человек перенимает образцы поведения окружающих и становится доверчив, мягок, уступчив. Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личности в принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы и чувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым, дорогим, нужным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться его потерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти на уступки, жертвуя своими ценностями.
Укрепление глубинных связей с культовой организацией также достигается благодаря культу самого лидера, при этом, если член группы находится в подростковом или юношеском возрасте, его гиперсексуальность, ненаправленная в социально-активные формы, сублимируется и обнаруживается как любовь и преданность к лидеру.
– Что теряет адепт, находящийся в культе?
– В первую очередь он теряет личностную ориентацию и нравственно-духовные ценности, привитые ему родителями. Чем больше он находится в рядах течения, тем он больше отдаляется от своих родных и близких.
В дальнейшем происходит полное отчуждение от родственников, в том числе от собственных детей, уход из родительского дома: отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность деструктивной организации.
– Как вызволить своих близких из таких культов?
– Только усилия теологов и психологов, а в некоторых случаях – священнослужители традиционных религий, и конечно при постоянной помощи со стороны родителей и близких пострадавшего.
Надо отметить, что реабилитационная программа в большинстве случает всегда дает положительный эффект, и от членов семьи зависит его продолжительность и успех. В такой ситуации семье нужно уделять больше времени члену своей семьи, оказавшемуся адептом религиозной группы. Необходимо будет искать альтернативные занятия его бывшему посещению культа, постараться изолировать его от общения с членами и лидером культа. Это возможно если на непродолжительное время уехать с пострадавшим в другие места, что позволит ему обрести утерянные социальные навыки и психологическую устойчивость.
В момент, когда пострадавший возобновляет связи с друзьями, происходит еще один сложный кризис для него. Следует для более широкого общения завести новых друзей и снова научиться доверять людям. Доверять людям после того, как он был обманут культом – сложный и долгий процесс.
И этот процесс для бывшего адепта культа быстротечен и безопасен при оказании социальной и психологической помощи квалифицированного специалиста.
– Какие рекомендации следует соблюдать близким адепта при его реабилитации?
– В первую очередь это проявлять внимание и чуткость к его запросам, общению с ним.
Не забывайте поощрять все позитивное, что происходит в процессе реабилитации бывшего адепта. Будьте терпеливы. Не пытайтесь заставлять его идти быстрее, чем он может.
Лидеры культов настраивают приверженцев на то, чтобы те отказались от самостоятельности. Поэтому адепты нередко просят разрешения даже в самых элементарных вопросах, к примеру чтобы воспользоваться душем или ванной. В результате бывшие адепты могут мучиться над принятием самых незначительных решений, вроде того, что есть, надевать, читать и когда спать.
Для бывших участников культов характерно стремление просить руководства и совета, поэтому проявляйте чуткость и мягко поощряйте его делать собственный выбор. Облегчайте процесс принятия решения, поощряя самостоятельность человека.
– Сколько нужно времени что реабилитировать бывшего адепта для полного ухода из культа?
– У всех по-разному, это зависит в первую очередь от него самого, его семьи и близких.
Как показывает практика, процесс реабилитации бывшего адепта культа, может занимать от 3-х месяцев до 3-х лет, причем, первые три месяца после ухода из культа обычно являются наиболее трудными, т.к. культовый опыт является регрессивным и может вызывать поведение, похожее на детское.
Крайне важно понимать, что социально-психологическая реабилитация пострадавших от деструктивных религиозных объединений требует большой затраты времени, дисциплины и огромного мужества, как со стороны пострадавшего, так и со стороны социального работника, психолога или священнослужителя.
– Какие еще методы эффективны при работе с пострадавшими от радикальных течений?
– Специалисты-психологи предлагают для полноценной реабилитации завести отношения, вступить в брак и родить детей. И главное – уяснить для себя, что культ не только нанес вам вред, но, возможно, принес и пользу.
Польза заключается в том, что вы стали разборчивее в людях, почувствовали настоящую любовь своих близких, научились объективно оценивать то, что происходит с вами и вокруг вас, принимать самостоятельные решения и т.п.
Опыт социально-психологической реабилитации пострадавших от увлечения деструктивными религиозными движениями показывает, что вытащить оттуда — это не есть значительная победа. Самое главное – человек, вышедший из культа, должен восстановить связи с миром и с самим собой!
Продолжение следует