Терпение – это главное качество, открывающее дорогу к мирной жизни в обществе, государстве и даже во всей вселенной. Оно стало особенно необходимым в свете межкультурного сотрудничества в цивилизованном мире. Поэтому сегодня рассмотрим вред нетерпимости и пользу терпения, особенности двух противоположных понятий.
В научной литературе для описания понятия терпения используется термин «толерантность». Он означает проявление терпеливости и уважения к мнению, вере и взглядам другого человека. В зависимости от особенностей групп социологи выделяют несколько видов толерантности.
Национальная или этническая толерантность: это терпимость одной нации к культуре, языку, обычаям и традициям другой нации, народности или расы. В случае отсутствия или исчезновения этого вида толерантности имеют место быть унижение, оскорбление и высмеивание одной нации другой, что чревато межнациональными или межплеменными распрями.
Подобные столкновения случаются между народами двух государств, или между этносами, проживающими в одном государстве. Примером этого может послужить случай в Америке.
К слову, разжиганию межнациональной розни во многом способствуют и провокационные материалы, распространяющиеся через социальные сети или неофициальные источники информации. Такие материалы вместо толерантности порождают агрессию. Поэтому избирательное отношение граждан к какой-либо информации является гарантом спокойствия в обществе.
В хадисе Пророка Мухаммеда (с.г.с.) сказано:
«Считайте друзьями и чернокожих людей, потому что среди них есть три великих человека: хаким Лукман, Нахоший и муэдзин из Эфиопии Билял».
То есть, превознося дружбу с представителями чернокожей расы, которую все воспринимали в качестве рабов, Он показывал неуместность напрасной вражды и разделения.
Социальная толерантность: этот вид толерантности является следствием социального неравенства. Общество состоит из богатых, бедных и средне обеспеченных людей. Очевидно, что бедные слои испытывают материальные трудности. Поэтому они устремляются в сторону богатых.
Кульминацией этого стало установление в нашей стране советской власти и насильное отбирание у зажиточных людей их нажитого имущества. Конечно, всем известно, что в конце концов это привело к голодомору. Таким образом, последствия и этого вида толерантности для общества весьма важны.
В хадисе говорится:
«Если кто-то повстречает человека богаче или умнее себя, пусть тотчас же подумает о том, что есть люди, беднее и глупее его»,
т.е. здесь мусульман призывают довольствоваться тем, что имеют, не тратя время на зависть.
В этой связи нужно помнить, что толерантность (терпимость) должна быть присуще не только тем, кто нуждается в финансовой поддержке, но и вполне состоятельным людям. К примеру, это высмеивание и унижение людей с низкими социальными статусами, хвастаясь дорогим домом или другим ценным имуществом.
Это особенно актуально в современном обществе, когда известные люди выставляют в социальных сетях свои роскошные жизни, в то время, как для многих простых граждан это недосягаемо.
А исламский шариат, напротив, призывает состоятельных людей к скромности и щедрости, вовремя раздавать нуждающимся закят и садака.
Религиозная толерантность: это уважительное и терпеливое отношение представителя одной религиозной конфессии к другому. По сравнению с вышеперечисленными видами, структура религиозной толерантности многообразнее, а масштаб шире.
К примеру, в межнациональных распрях могут участвовать один или два этноса либо нации. А конфликт на религиозной почве может вспыхнуть на мировом уровне и продлиться долгое время. Примером этого служат крестовые походы, затянувшиеся порядка двух веков.
Существуют два уровня религиозной толерантности. Первое – терпимость одной религии к другой, второе – терпимость друг к другу различных течений и направлений внутри одной религии. Если в первом случае в качестве примера могут выступать отношения между мусульманами и христианами, то во втором случае – между мазхабами.
В современном мире широко наблюдается нетерпимость второго уровня. К примеру, радикальные группы, прикрываясь исламом, относят мазхабы традиционного ислама к кафирам и считают их своими первейшими врагами. Как следствие, это порождает натянутые отношения в мусульманском сообществе и в местах их проживания.
Наиболее яркие примеры религиозной толерантности можно наблюдать в Исламе. В Коране говорится о необходимости налаживания и поддержания хороших отношений с иноверцами:
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему» (сура Аль-Анкабут, аят 46).
Относительно согласия между самими мусульманами в Коране сказано:
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура Али Имран, аят 103).
Одним словом, какой была бы нетерпимость, она несет с собой опасность для спокойствия и будущего страны. Поэтому уважительное отношение к чужой вере и мнению, традициям и культуре очень важно для последующих поколений.
Разумеется, терпение не означает растерять свои традиции, веру, и последовать за чужими.
Рахымжан РАШИМБЕТОВ
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ