Рождение ребенка — одно из самых долгожданных и значимых событий в жизни любой молодой семьи.
В каждой стране, в каждой нации в зависимости от национальной и религиозной традиции имеются свои регламентированные правила ухода за ребенком и его воспитанием.
В исламе также имеются свои положения касательно рождения ребенка и его ухода, которые мы решили расписать более подробнее по пунктам для удобства читателей нашего портала.
Дети – величайший дар Всевышнего Аллаха. Это Милость Господа, дарованная родителям. Как сказал Всевышний: «Богатство и сыновья – украшение жизни этой» (сура аль-Кахф, 46 аят).
– РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДОСТНОЙ ВЕСТИ О РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
При рождении ребенка принято сообщать свои м близким эту радостную весть: Священный Коран неоднократно говорит о необходимости и важности распространения радостной вести о появлении на свет младенца. Подобная практика имеет широкое распространение независимо от нации и религии.
Узнав о новорожденном, обычно, близкие и друзья приходят в дом родителей ребенка или связываются с ними по телефону для того чтобы выразить свою радость и поздравления. Согласно исламскому этикету, поздравляя родителей нужно помолиться за них и их дитя.
– АЗАН В УХО НОВОРОЖДЕННОГО
После рождения ребенка одним из первых действия является проведение азана и наречение новорожденного (икамат/камат).
Есть и такой хадис: «Джинн Уммус-сыбъян не нанесет вреда новорожденному, если тот, у кого он родился, прочтет в правое ухо ребенка азан, а в левое — икамат»
– ИМЯНАРЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА
В исламе нет четких данных, но его принято проводить по происшествии 7 дней со дня рождения ребенка, но можно и позже исходя из состояния здоровья ребенка. Многие родители проводят данный обряд после проведения обряда «40-нан шығару». Процесс может провести как имам мечети, так сам отец, если он знает текст.
Участниками семейного торжества являются родители младенца и самые близкие родственники. Старший по возрасту или приглашенный имам с ребенком на руках становится лицом к Кибле и мягким голосом негромко произносят азан и три раза произносится имя в правое ушко ребенка, в левое ушко ребенка мягким голосом произносится камат, а затем три раза произносится имя ребенка.
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас передал: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) в день рождения аль-Хасана ибн ‘Али (сына ‘Али, внука Пророка) прочел азан в его (правое) ухо, а икамат — в левое». Далее прочитывается самая первая сура, открывающая Благородный Коран, «Фатиха». Дом наполняется словом Аллаха Та’аля, освящающим жилище, новорожденного, его родителей и всех участников торжества.
– ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В ЗНАК БЛАГОДАРНОСТИ – АКИКА
На седьмой день после рождения ребенка в знак благодарности Аллаху, родителям желательно совершить жертвоприношение, заколов за мальчика двух баранов, а за девочку одного. Такое жертвоприношение называется акика. Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Каждый младенец заложник, который освобождается акикой на седьмой день его жизни» (Ахмад).
Забой животного за ребенка на седьмой день тоже является рекомендательным. Ханафитские ученые совершение акики относят к мубаху (дозволенное), то есть, каждый решает сам делать это или нет. Это связано с тем, что данный тип жертвоприношения восходит к раннему периоду Ислама и позже был отменен жертвоприношением на Курбан Айт.
– БРИТЬЕ ГОЛОВЫ
По истечении семи дней после рождения ребенка, согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), желательно (мустахаб) побрить голову ребенка и раздать в качестве подаяния серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос
Брить нужно всю голову, начиная справа. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нравилось отдавать предпочтение правой стороне, когда он обувался, причесывался или совершал омовение и во всем, что бы он ни делал». (аль-Бухари).
Соблюдение этих обрядов несмотря на то, что они являются лишь желательными действиями, считается очень важным и богоугодным делом.