Идеи радикализма и экстремизма давно вышли за территориальные рамки одного государства или страны и сегодня весь мир имеет дело с мировым террористическим трендом. Наглядным примером стало появление различных наднациональных террористических группировок, сумевших собрать и сплотить в своих рядах сторонников построения насильственного халифата.
Надо признать, что наше общество лицом к лицу столкнулось с духовным, мировоззренческим и ценностным вызовом современности в виде сторонников нетрадиционных религиозных течений, различных объединений и сект. Ради достижения поставленных целей, инициаторы трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий любые средства, включая и насильственные. Вынесение заведомо ложных фетв, допускающих мародерство, насилие над женщинами и детьми, работорговлю, торговлю органами – главная идеологическая составляющая, позволяющие блокировать общечеловеческие принципы, честь, мораль, чувство вины и угрызения совести.
Если проанализировать современную мировую ситуацию в исламской сфере, то очевидно, что исламский мир давно уже разрознен, не един исторически, идеологически и культурно, что вполне естественно. Мусульмане всего мира вполне осознают – исламской идентичности уже не существует. Позиционирующих себя верующими много, но чувствующих себя частью единого целого мало. Это и есть один из основных факторов, позволяющих псевдорелигиозным организациям овладетьумаминаселения, привить собственную интерпретацию «чистого/истинного ислама».
Террористические организации изначально стремятся показать себя в светеобъединения верующих, борющихся за возрождение утерянной исламской идентичности, замененной преобладанием национальной, культурной, расовой принадлежностью, создать халифат в реалиях современного многополярного общества.
Однако идея создания халифата изначально утопична. Подобные лозунгипривлекают сотни социально неустроенной, необразованной или зомбированной молодежи, которая осознает всю плачевность ситуации лишь попав в сети террористических организаций.
В первую очередь террористические организации – это радикальные и извращенные формы псевдорелигии, изменение норм традиционной религии под свой образ жизни теми, кто постоянно находится в зонах военных столкновений, межнациональных и межэлитных конфликтов. Что самое сложное в вопросе с вербовщиками в радикальные течения на территории Казахстана – их разновидность, деление на более мелкие и независимые друг от друга группы.
Естественно каждая из них считает только себя и своих приверженцев мусульманами «чистого ислама», а всех остальных заблудшими душами. Это, во-первых, а во-вторых разработана и применяется целая схема по рекрутированию новых адептов, где информатор, вербовщик и психолог играют четко отведенную им роль. Они отсеивают из общей массы будущих соратников, наставляют на путь хаоса, беззакония и содействуют в выполнении поставленных полевыми командирами задач.
Привлекая верующих в свои ряды «истинностью» воззрений различных зарубежных псевдошейхов, постепенно переключают уже завербованных казахстанцев от религиозных вопросов к политическим прениям, борьбе за власть через расширение захваченных территории по всему Центрально-азиатскому региону.
У экстремистов и террористов новой формации четко выстроен план действий и определены приоритеты относительно Центральной Азии – это пропаганда среди этнических мусульман идеи насильственного халифата и мирового правосудия.
Характерной особенностью радикальных группировок стало кардинальное изменение структуры, целей, задач и методов проявления, отстаивания своейидеологии на мировой арене. Если брать во внимание прежнюю форму проявления терроризма на различных территориях, то террористические организации представляли собой малочисленные группы банд формирования с хаотичным распространением в странах с демократическим строем, без постоянных мест дислокаций.
Одной из основных целей были политические интересы и противостояние легитимному правительству в форме ассиметричной конфронтации, в то время как о равенстве сил не могло быть и речи. Задачей террористов считалось стремление посеять страх среди широких масс и вынудь правительство к определенным действиям, выдвигались четко сформулированные требования.
Беря во внимание мировые события последних лет и появления террористической организации на территории Сирии, которая именует себя ИГИЛ (ДАИШ)стало очевидным, что мы имеем дело с реальным противником на занимаемой им позиции с регулярной армией, существенным арсеналом военной техники, медиа ресурсами, внутренними законами, налогообложением жителей занимаемой территории и валютой (дирхам, динар).
И если до сирийского конфликта экстремистскими организациями открытое военное столкновение с западными державами не предполагалось и прилагались с их стороны все усилия чтобы этого не допустить, то ДАИШ является полной тому противоположностью, сменив всю тактику действий.
Сегодня мировое и казахстанское общество столкнулось непросто с группировкой фанатично настроенных людей, а с политизированным экстремизмом, последователи которого нацелены на свержение демократического режима, расширения захваченных территории, войну с западными коалициями, с «кафирами» (атеистами) и «муртадами» (вероотступниками) в лице традиционных мусульман.
Выделение из общего числа радикалов латентных последователей экстремизма в отдельную касту, субкультуру, на подобие «нерадикальных салафитов новой формации», которых в соседней России ряд экспертов называют приверженцами «исламского инакомыслия», представляющих своего рода «внутриисламскую оппозицию» традиционному духовенству является заведомо проигрышным решением. Подобные тенденции заметны и в Казахстане.
Одним словом, суннитский ислам переживает процесс ломки традиционных исламских ценностей, искаженной интерпретации священных текстов, испытания «на прочность и выносливость» в мировом масштабе, что сказывается и на казахстанской религиозной сфере.
Если проводить некоторые параллели и сравнивать политическую аппозицию с экстремистами, как радикальной формой протестности, то последние пренебрегают всеми договорами и пактами ведения военных действий (применение химоружия, пытки заложников и т.д.).
Принцип «цель оправдывает средства» стоит во главе угла, позволяя переходить все разумные рамки человечности при отстаивании своих точек зрения. Наставляя на путь, ведущий к смене взглядов тех, кто выдает себя за так называемых «умеренных салафитов», делая из них латентных, а после и ярых радикалов, террористическим группировкам удается пополнять свои ряды. События в одном из сел Дагестана, где после утреннего намаза имам мечети был убит возле ее дверей последователями «салафизма», отличный пример, показывающий, что от расхождения во взглядах с традиционным духовенством до экстремизма один лишь шаг.
Симбиоз политических и сугубо религиозных вопросов в совокупности привел к ослаблению «иммунитета», внутренних механизмов «самоочищения» ислама суннитского толка, как института, воспитывающего мусульманскую личность в соответствии с методологией четырех мазхабов. Понижая нравственные, гуманистические возможности ислама, со стороны радикальных проповедников прилагаются усилия по использованию религии в ее внешних, политизированных и потому агрессивных формах, предпринимаются различные попытки вычленить из религии внутренние, ценностные, гуманные аспекты. Таким образом, общество столкнулось духовными, теологическими проблемами, которые отчасти стали причиной зарождения современной геополитической угрозы мирового уровня.
По мнению экспертного сообщества, низкий уровень религиозной грамотность населения является ключевым фактором распространения деструктивной идеологии. Не располагая базовыми религиозными знаниями наше общество не в силах отличить традиционную веру от искаженного псевдорелигиозного воззрения, подмену общепринятых религиозных, жизненных и материальных ценностей на мнимые и ложные.
Следовательно, в борьбе с идеологией, ложными ценностями террористических организаций наиболее эффективной является традиционная идеология ислама, которая всегда была полной противоположностью насилия и террора. Образованные и грамотные слои общества в силах противостоять идеологическому натиску радикалов, сформировать «внутренний фильтр» и мировоззренческий щит традиционной религии.