Известно, что псевдосаляфиты отрицают таклид.
Таклид: следование в религиозных вопросах какому-либо ученому.
По мнению псевдо-саляфитов приверженцы четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа уаль-джамма слепо совершают таклид, то есть ханафиты слепо следуют за имамом Абу Ханифой (рохматуллахи аляйхи), маликиты за имамом Маликом (рохматуллахи аляйхи), шафииты за имамом Шафии (рохматуллахи аляйхи), ханбалиты за имамом Ханбалом (рохматуллахи аляйхи). Между сами псевдо-саляфиты умолчивают о своем таклиде за Ибн Таймией, Ибн Каимом, Мухаммадом ибн Абжулуаххабом. Конечно же псевдо-саляфиты могут отрицать этот факт! Ведь согласно их утверждениям, в религии не может быть таклида. То есть слепого следования за кем-либо. Но чем тогда можно назвать ссылку в вопросах, связанных с акыдой (вероубеждением), на идеи Ибн Таймии? В качестве примера можно привести вопросы, связанные с атрибутами Всевышнего Аллаха. Так, Ибн Таймия основал свою методологию понимания сущности Всевышнего Аллаха, которая заключалась в антропоморфизме. То есть в уподоблении Всевышнего Создателя творениям, в результате чего сам Всевышний Аллах стал прообразом человека. Да упасет Всевышний Аллах нас от подобной ереси! По мнению Ибн Таймии Всевышний Аллах, якобы, сотворил первого человека Адама (мир ему) «по образу своему».
Следующий таклид, то есть слепое следование псевдо-саляфитов за Ибн Таймией связан с верой в то, что Всевышний Аллах представляет собой физическое тело, в результате чего Ибн Таймия и его последователи стали приписывать Всевышнему Аллаху такие части тела, как глаза, ноги, руки, причем обе правые?! В результате таклида за Ибн Таймией псевдо-саляфиты веруют в то, что Всевышний Аллах восседает на троне, может передвигаться?!
Следует заметить, что оба эти вероубеждения существовали еще до Ибн Таймии. Так, если основополагающей догмой христианства была вера в «сотворение Богом человека по образу своему», то наделение Всевышнего Создателя телом и его частями было свойственно каррамитам, которые характеризовали Всевышнего Аллаха телом.
Основателем каррамитского течения является Мухаммад ибн Аль-Каррам (806-869 гг.). Существование каррамитов прекратилось в результате монголо-татарского нашествия. Но, как видно из сказанного, хотя каррамиты прекратили свое существование, их идеи «таджсима» (приписывание телесности Всевышнему Аллаху) нашли свое продолжение в идеях Ибн Таймии и его последователей.
Следующий таклид псевдо-саляфитов за Ибн Таймией связан с вопросами фикха.
Фикх: область шариатских наук, в которых рассматриваются вопросы, связанные с поклонением (ибада). Например, намаз, ораза (пост), зикр и т.п.
Протирание носков во время совершения омовения, произношение вслух «аминь» во время совершения намаза, сокращение 20 ракаатов тарауих намаза до 8 ракаатов, дуа (обращение ко Всевышнему Аллаху с молитвой), протирание ладонями лица во время обращения ко Всевышнему Аллаху в молитве и др., все эти вопросы связаны с фикхом. Но Ибн Таймия, а затем и его последователи, в частности псевдо-салфиты, совершая таклид за ним, относят эти вопросы к области акыды (вероубеждения). По их мнению, все эти деяния являются мерилом веры во Всевышнего Аллаха?! Следует заметить, что если в этом вопросе Ибн Таймия противопоставляет себя ученым ахлюс-сунны уаль-джамаа, то его последователи, соответственно, противопоставляют себя всей умме, то есть ахлюс-сунне уаль-джамаа.
Следующий таклид псевдо-саляфитов за Ибн Таймией связан с чтением и цитированием лишь его книг, так книги других ученых, в частности, ученых четырех мазхабов, они считают ересью, чтение которых, по их мнению, может привести искажения их имана (вероубеждения).
Другой таклид псевдо-саляфитов связан с захиризмом, то есть с буквальным пониманием аятов и хадисов.
Захиризм: буквальное понимание Корана и хадисов, отрицая рациональное и аллегорическое понимание аятов и хадисов. Одним из особенностей захиритов было отрицание «кияса» (суждения по аналогии), которое является одним из основ шариата Ислама.
Захириты, мазхаб которых был широко распространен в X-XIII веках, постепенно исчезли в XV веке. Но как мы видим, также как в случае с каррамитами, учение захиритов нашло свое продолжение в идеях Ибн Таймии и в его последователях.
Сказанное выше можно резюмировать следующим образом: псевдо-саляфиты, которые отрицают таклид, сами, на практике, совершают таклид, слепо следуя за Ибн Таймией, который является продолжателем идей христианства, каррамитов и захиритов, что на самом деле является ничем иным, как таклидом.
Абдусамад Махат