Текущий 2022 год в Казахстане насыщен разными событиями, всколыхнувшими практически все казахстанское общество в целом.
Январские события, пожары в Костанае, уголовные расследования, военные конфликты во всем мире, президентская гонка, ЧП в Экибастузе и многое др. и все эти события в один долгий Год.
Единственная сфера, которая осталась практически незамеченной для СМИ остается религиозная сфера, единственным большим мероприятием текущего года стало проведение VII-Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а дальше опять информационная тишина. Однако в этой тишине заинтересованные государственные органы ведут работу по разъяснению актуальных вопросов религиозной сферы, а именно пропаганды светскости и светского образа жизни, а также профилактики религиозного экстремизма и терроризма и т.д. среди населения Казахстана.
В данном материале мы попытались рассмотреть мнения отечественных экспертов и религиоведов по теме важности понятия и сохранения светскости в казахстанском обществе.
Утебаев Нурлыбек Елеусизович, преподаватель Технико-экономического колледжа при Карагандинском индустриальном университете: Образ светского верующего гражданина – это прежде всего законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.
Мы должны понимать, что принцип управления государством, основанным на светских началах, является уникальной и единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничном государстве, коим сегодня является Казахстан. Моделью, которая обеспечивает, помимо духовного развития общества, позитивный прогресс во всех различных отраслях страны: науке, культуре, образовании и пр.
Не нужно отождествлять атеизм со светскостью. Конституция Республики Казахстан гарантирует право на свободу вероисповедания. Президент страны четко сказал, что «светское не значит атеистическое».
Вывод эксперта: По целому ряду причин светская модель государственности как таковая – безальтернативна для Казахстана.
ИСЛАМ КУРАЕВ, политолог: многим не понятно зачем этот вопрос (важность пропаганды светскости) все время поднимается, некоторые даже критикуют чрезмерное внимание к нему. Возможно, в какой-то степени они правы, но… проблема в том, что зачастую обыватели не ведают статистической и аналитической информацией о религиозной ситуации в стране, регионе и мире?
Знают ли люди о новых тенденциях, возникающих рисках и угрозах? На мой взгляд совсем нет, по крайней мере большая часть населения самостоятельно не интересуется этими вопросами. И это нормально. У большинства людей есть вопросы куда поважнее – оплатить коммуналку, запастись продуктами, собрать детей в школу, решить задачи на работе, чтобы обеспечить свой карьерный рост и т.д. и т.п.
Пример…… «с приходом к власти Талибана (запрещённая на территории Республики Казахстан организация), религиозной организации радикального толка, мы все чаще слышим о нарушении прав человека, в особенности женщин. Женщин лишают права на образование, права на свободное передвижение, права на труд. Им диктуют как одеваться, а любое неповиновение или инакомыслие жестоко карается».
Многие спросят зачем нам Афганистан, где мы и где они? И возможно в какой-то степени этот вопрос будет справедливым. Однако, не стоит забывать уроки истории, именно радикализм и чувство превосходства одной идеологии над другой (независимо религиозной или политической или иной) приводили человечество к самым трагическим последствиям. Нельзя проявлять беспечность и быть полностью уверенным, что эти деструктивные убеждения не смогут найти место и в нашем обществе.
Вывод эксперта: Для Казахстана, где проживают представители более 100 этносов и 18 конфессий очень важно сохранить и уберечь от посягательств изнутри и извне существующую светскую форму государственного устройства, которая обеспечивает абсолютно всем равные права и возможности.
Сегодня каждый казахстанец сам определяет верить ему или нет, в кого верить и как верить. Это его конституционное неотчуждаемое право. И так должно оставаться всегда!
И.о директора КГУ Центр изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений города Темиртау Первухина Рузалия Миннахатовна: Светскость предполагает в себе воспитание нового поколения в духе толерантности, свободы совести и вероисповедания, не исключая прививания духовно-нравственных и религиозных ценностей.
Светская модель предполагает, что она не связана с религией, общегражданские институты в государстве и в общественные отношения. Отсутствие в юрисдикции, суде и законодательстве, каких-либо религиозных законов, предписаний, канонов, которым должны следовать все граждане.
Благодаря модели, сформированной в нашем государстве, различные конфессиональные религиозные направления добрососедский живут рядом друг с другом. Так же, молодежь имеет возможность получить светское образование для того, чтобы быть конкурентоспособными на мировой площадке и в праве выбирать свой духовный путь самостоятельно, взирая на свое мировоззрение.
Вывод эксперта: поэтому важно для поддержания устоявшихся межконфессиональных и межэтнических отношений сохранять и укреплять светские принципы в обществе и в государстве.
Подготовлено редакцией портала “Kazislam.kz”