За 30 лет Независимости Республики Казахстан принцип светскости стал фундаментальной основой функционирования суверенного государства и одним из его ключевых ценностей. В частности, указанный принцип регламентирует социальные отношения в сфере государственной службы, образования, культуры, здравоохранения, института семьи и брака.
Елбасы Нурсултан Назарбаев четко указал на то, что наша политика в религиозной сфере направлена на укрепление межконфессионального мира и толерантности. Свобода совести в стране гарантирована Конституцией [1].
В свою очередь, Президент Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к молодежи страны подчеркнул, что глубокая вера во всемогущество Всевышнего должна способствовать духовному самосовершенствованию наших граждан, и особенно молодых людей, а не выставляться напоказ [2].
На сегодняшний день подавляющее большинство стран мира исповедуют светский принцип государственного устройства. И это не просто соответствует веяниям XXI века, связанных с построением гармоничного общества в многоконфессиональной среде.
Задолго до этого идею о разделении политики и религии продвигали выдающиеся мыслители и богословы в том числе в Мусульманском мире. Так, еще в Х столетии имам Абу Мансур аль-Матуриди, один из основоположников Ханафитского мазхаба Ислама, традиционного для Центральной Азии, писал, что исповедание религии обусловлено свободой человека, а не принуждением.
При этом светскость и религиозность не противоречит друг другу, поскольку первая подразумевает форму управления государством, в вторая регулирует духовные потребности. Подобное разделение если не устраняет, то во всяком случае минимизирует риски, связанные с противопоставлением одной идеологии другой. Прежде всего, сказанное относится к сфере национальной безопасности, являющего главным приоритетом любого государства.
Ценностный смысл и предназначение светскости коррелируется с концептуальными для нашей страны документами, как: Общенациональная программа «Рухани жаңғыру»; «Стратегия «Казахстан-2050: Новый политический курс состоявшегося государства»; статьи Первого Президента – Елбасы Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (12.04.- 2017 г.), «Семь граней Великой степи» (21.11. 2018 г.); Послание Президента Республики К.Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» (02.09.2019 г), статья «Абай и Казахстан в ХХI веке» (09.01.2020 г.).
С другой стороны, являясь членом ООН и других авторитетных организаций, Казахстан принял на себя обязательства чтить общепринятые демократические стандарты в области прав человека, в том числе относящиеся к свободе мысли и слова, совести и религии.
К основным принципам светского государства относятся нижеследующие.
Равноправие граждан, независимо от их отношения к религии или убеждениям. Это значит, что в светском государстве не должно быть ущемления прав и свобод одного индивида и привилегированного положения другого на базе их отношения к религии или убеждениям.
Граждане вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Граждане равны перед законом, независимо от их отношения к религии. В официальных документах граждане вправе не указывать свое отношение к религии.
Государство придерживается нейтралитета в отношении религии и предоставляет религиозным объединениям равные возможности и условия для их деятельности.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Помимо Конституции Казахстана деятельность религиозных объединений регулируется такими документами, как Гражданский Кодекс, Законы «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», «О противодействии экстремизму», «Об образовании», «О средствах массовой информации» и т.д. Контроль же за соблюдением законодательства о свободе вероисповедания и деятельностью религиозных объединений возложен на органы исполнительной власти, согласно их компетенции, установленной законодательством.
Существующая нормативно-правовая база позволяет Казахстану поддерживать конструктивные отношения с традиционными религиозными объединениями. Более того, шаг за шагом ныне такое взаимодействие выходит на уровень партнерства. Иначе говоря, светский характер устройства вовсе не исключает религиозные объединения, а напротив предполагает их активное вовлечение в процессы решения значимых для общества и страны задач.
Примером подобного партнерства выступает беспрепятственная регистрация религиозных объединений с 1990-х годов. Согласно официальным данным за годы независимости в Казахстане в 6,5 раз увеличилось количество религиозных объединений. Сегодня их число достигло 3808, которые представляют 18 конфессий. В их распоряжении имеются 3590 культовых здания, в том числе 2684 мусульманских мечетей, 301 православных и 108 католических церквей, 405 протестантских храмов и молитвенных домов, 6 иудейских синагог, 1 буддистский храм, 2 молитвенных дома Общества сознания Кришны и 2 молитвенных дома Бахаи [3]. Кроме того, религиозные праздники двух крупнейших конфессий: Курбан Айт – у мусульман, Рождество Христово – у православных – объявлены в нашей республике выходными днями.
Следует заметить, что обеспеченная таким образом толерантность и единство общества благотворно отражаются и на международной репутации Казахстана. Свидетельством тому могут служить многочисленные форумы и конференции за рубежом, посвященные нашему опыту межконфессионального согласия. Не случайно и то, что Казахстана является одним из признанных в мире площадок для проведения диалога между религиями и цивилизациями.
Разумеется, достижения Казахстана в качестве светского государства не должны умалять и проблемные стороны. Среди прочих серьезную угрозу продолжает представляет религиозный экстремизм. Причины подобного явления могут быть вызваны социальными неурядицами, внешними факторами, психологическими травмами. Ситуация усугубляется из-за отсутствия знаний о сути самой религии, правильного понимания ее ценностей, фанатичная нетерпимость и жестокость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным предрассудкам и абсолютно игнорировать мнение остальных членов общества. Иначе говоря, главным отличием религиозного экстремизма от классических и законопослушных религиозных течений является убеждение в своем превосходстве над другими людьми. Это убеждение, по их разумению, дает им моральное право нарушать законы государства, нормы светского общества, и расправляться со своими оппонентами, не только идеологически, но и физически.
Противостоять подобным рискам, попыткам примитивизации и политизации религии может только сильное государство. Речь идет не только о силе закона, но и создании надлежащих условий страной в части повышения религиозной и юридической грамотности своих граждан, удовлетворения их материальных и нравственных нужд, реализации своих прав и свобод в полной мере. Сегодня Республика Казахстан имеет все необходимые социально-экономические и политические предпосылки, механизмы и инструменты по сохранению безопасности населения и стабильности в обществе. Под руководством Елбасы создана особая казахстанская модель межконфессионального согласия, законодательно закрепившая основы государственной политики в сфере религии. Нурсултан Назарбаев четко обрисовал подобную позицию, где фундаментом является многоуровневый конструктивный диалог культур и религий.
Таким образом, исторически сложившаяся и политически подкрепленная в наши дни толерантность казахстанского общества является одним из слагающих его устойчивости. Это вовсе не означает, что наша страна практически лишена рисков, связанных с соприкосновением религиозности и светскости. Да и на опыте других государств видно, что это вряд ли возможно.
Однако самое важное заключается в том, что Казахстан демонстрирует зрелость и способность не замалчивать возникающие сложности, а открыто и своевременно их решать.
Позитивная деятельность Съезда лидеров мировых и традиционных религий, Ассамблеи народа Казахстана, Духовного управления мусульман, Православной церкви, других специализированных объединений служат для этого солидным подспорьем и своеобразным ноу-хау, цементирующими устои казахстанского государства.
Использованные источники:
- https://kazislam.kz/religioznye-ob-edineniya-v-rk/
Отличная статья, необходимо поддерживать дружность и толерантность между религиями
Всем известно, что у нас проживают много национальностей и наша страна является многоконфессиональным. Без толерантности никак. Иначе будут межэтические и межконфессиональные розни.
Қаншама ұлттар мен ұлыстар өмір сүріп отырған мына қоғамымызда зайырлылықты ұстану өте маңызды
Дұрыс, көптеген ұлттармен бірігіп өмір сүргендіктен зайырлылық өте қажет.
Зайырлылық болмаған жағдайда шығатын еді неше түрлі экстремисстик жағдайлар..
так как мы все родились в постсоветском пространстве каждый из нас знает, что на нашей территории проживают много нации. Толерантность и понимание главные условия нашего времени
Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других
Так рада что в нашей стране нет национализма либо агрессии к какой то религий. Все живут своей жизнью и каждый уважает другого. Такой и должна быть утопия и современные государства
Зайырлы мемлекет – азаматтардың дін ұстану еркіндігі мен діни мекемелердің мемлекеттен бөлектігін білдіреді.Бұл Қазақстанда кең таралған екі әлемдік дін – ислам мен православиелік діндерге бірдей қатысты. Діни негізде саяси партия құруға жол берілмейді.
Дұрыс айтылған. Біз көп ұлтты ел болғандықтан басқа дінді, сенім-нанымды сыйлауымыз қажет.
Главное не поддаваться уловкам экстремистов, это никогда не приведет ни к чему хорошему