Вера в сущность Всевышнего Аллаха, то в качества и атрибуты присущие Ему, является основой всей религии.
Одним из важных моментов веры в сущность Всевышнего Творца является вера в то, что ни одно из созданий не может быть похожим на Него, и даже в какой-то мере быть воплощением Всевышнего Аллаха. Ведь Всевышний Аллах, в 11-ом аяте суры «Шура», сказал: «Нет ничего подобного Ему». Такова вероубеждение ахлюс-сунны уаль-джамаа: ханафитоф, шафиитов, маликитов и ханбалиты. Все последователи этих четырех мазхабов едины во мнении и верят, что Всевышний Аллах превыше мест, границ и направлений, что Он не тело, у Него нет подобия и что Он чист от всех недостатков присущих созданиям. Такие качества, как направление и место свойственны тому, что имеет тело. Тело, занимает место в пространстве, ограничено и имеет пределы. Всевышний Аллах – не тело, и Ему не присущи подобные качества.
Каково же мнение саляфитов в данном вопросе, которые видят себя в качестве истинных последователей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Дело в том, что вероубеждение саляфитов основано на основных трех принципах, которые уподобляют Всевышнего Аллаха созданиям, что является антропоморфизмом.
Антропоморфизм – представление божества в образе человека. И такие принципы вероубеждения саляфитов, как таджсим, ташбих и джихат, являются ни чем иным, как онтропоморфизмом. То есть, уподоблением саляфитами Всевышнего Аллаха творениям.
Таджсим – это приписывание Всевышнему Аллаху тела или каких-либо органов.
Ташбих – уподобление Всевышнего Аллаха созданным.
Джихат – приписывание Всевышнему Аллаху места или направления.
Но Всевышний Аллах превыше того, чтобы быть на похожим на что-либо, иметь тело или занимать место в пространстве.
Вся литература саляфитов в области акиды (вероубеждения) изобилует идеями антропоморфизма, основоположником которых является Ибн Таймия и его последователи. Мало того, в литературе саляфитов идеи антропоморфизма выдаются в качестве убеждения праведных предшественником (саляфус-солихин), а тех, кто выступает против их взглядов, обвиняют в куфре (неверии). Между тем нет ни в Коране, ни в хадисах, ни в высказываниях сахабов, табигинов и атбагат-табигинов нет ничего, что подтверждало бы истинность убеждений саляфитов.
Как основу своих убеждений саляфиты приняли идеи Ибн Таймии и его последователей. Однажды, читая хутбу с минбара мечети Амиядов в Шаме, Ибн Таймия сказал: «Аллах спускается сверху вниз, подобно тому, как спускаюсь я!»,-и спустился на ступеньку вниз. Свидетелем тому стал находившийся в мечети знаменитый путешественник шейх Ибн Батута.
В книге «Аль-Арш», истолковывая 5-й аят суры «Таха», Ибн Таймия пишет: «Аллах Тааля сидит на Арше. Рядом с собой он оставил место, для того чтобы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел с ним рядом». Уже эти два примера указывают на идеи антропоморфизма! Ведь согласно принципах таухида (единобожия), Всевышний Аллах не перемещается в пространстве подобно творениям, не сидит, или же не стоит. Всевышний Аллах превыше всего этого!
Ибн Таймия и его последователи, буквально истолковывая некоторые иносказательные (муташаббих) аяты и хадисы, выходят за рамки дозволенных убеждений об Аллахе. Они приписывают место Аллаху, опираясь на 5-й аят суры «Таха», утверждая, что слово «истиуа» означает «сидеть». Толкуя 10-й аят суры «Фатх» буквально, они говорят, что слово «ядул-лах» указывает на то, что у Всевышнего Аллаха есть рука. Современные последователи идей таджсима (антропоморфизма) додумались до утверждения, что «у Аллаха две руки, и обе руки правые». Ну чем не подобие многоруких божеств в индуизме или же в буддизме?!
Между тем слово «истиуа» указывает на то, что Всевышний Аллах правит Аршем, и что он находится в его Власти.
Арш (престол) – самое величественное творение Всевышнего Аллаха.
Слово «ядул-лах» не означает наличие у Всевышнего Аллаха какого-либо органа, а указывает на Его Могущество. Хадис, в котором говорится о том, что в последнюю треть ночи Всевышний Аллах являет свою милость на ближнее небо, они истолковывают дословно так: «Поистине, в последнюю треть ночи Аллах спускается к ближним небесам».
Всевышний Аллах превыше уровней и направлений, пределов и расстояний. К нему не применимы измерения, исчисления и границы. То, что занимает место в пространстве – ограничено, имеет направление и находится в каком-либо расстоянии друг от друга. Все направления и границы преходящи, они свойственны материальному миру, миру созданных, и не присущи Всевышнему Аллаху. К тому же, все это, то есть уровни и направления, пределы и расстояния – являются созданиями, творениями Всевышнего Аллаха, Который не нуждается в них. Таково вероубеждение ахлюс-сунны уаль-джамаа!
Абдуссамат Махат