В большинстве мировых религий самоубийство строго осуждается. Совершив акт суицида, человек лишает себя возможности раскаяния при жизни и навлекает на себя вечные страдания после смерти. В исламе человеческая жизнь священна и неприкосновенна. Мусульманам предписано оберегать не только свою жизнь, но и жизнь других существ. Убийство другого человека без законного основания приравнивается к убийству всего человечества, что является тяжелейшим преступлением.
В Коране самоубийство также категорически запрещено и считается одним из самых тяжких грехов. Правоверные мусульмане убеждены, что судьба каждого человека предопределена Аллахом, и он обязан терпеливо переносить все испытания, посланные ему. Совершение самоубийства рассматривается в шариате как непростительный грех, за который человек будет нести вечное наказание в аду.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал: «Не желайте себе смерти!» Он также говорил: «Кто сбросится с горы и лишит себя жизни, тот будет навечно наказан в адском огне, повторяя свой акт самоубийства. Кто примет смертельную дозу яда, тот будет навечно в аду, вновь и вновь совершая это действие. Кто убьет себя оружием, тому быть вечно в адском огне, повторяя акт самоубийства».
Некоторые термины исламской культуры, такие как «джихад» и «шахид», часто неправильно интерпретируются в СМИ, связывая их с насилием и террористической деятельностью, в том числе и суицидами. Однако суицид, как и любое убийство, категорически запрещен в исламе. В истории исламского мира нет примеров, когда мусульмане, борясь против агрессоров, прибегали бы к самоубийственным атакам, обвязываясь поясами с взрывчаткой и подрывая себя в людных местах среди мирного населения, это больше тактика террористов, не имеющих ничего общего с истинными канонами религии.
Самоубийство в любой форме противоречит духу ислама и нормам шариата. Человек, искренне верующий в Бога и следующий заветам Корана, не может незаконно отнять жизнь у другого человека или лишить себя жизни, поскольку это противоречит основным принципам ислама — уважению к жизни и справедливости.
Отношение к самоубийству в христианстве сформировалось не сразу. Впервые его осудили в IV веке. Согласно христианской традиции, суицид подпадает под запрет шестой заповеди «Не убий» (Второзаконие 5:17). Известный теолог Фома Аквинский (1225–1274) выделял три основных аспекта этого греха: 1) нарушение естественного закона, согласно которому человек обязан любить себя; 2) грех против церковной общины; 3) грех против Бога, который единственный имеет право даровать или отбирать жизнь.
После постановлений Тридентского собора в 1568 году, который официально признал самоубийство убийством на основании заповеди «Не убий», во многих странах Европы были введены соответствующие законодательные меры. Эти законы закрепили негативное отношение общества к суициду. В христианстве самоубийство рассматривается как один из тяжелейших грехов, поскольку человек не обладает правом распоряжаться своей жизнью, которая ему не принадлежит — это дар Божий.
В прошлом самоубийцам отказывали в церковных обрядах, включая отпевание перед погребением. Исключение делалось только для тех, кто лишил себя жизни в состоянии умопомрачения. Ранее тела самоубийц хоронили за пределами кладбища, считая, что они не могут быть захоронены на священной земле. В загробной жизни самоубийцы, согласно христианским учениям, обречены на вечные мучения в аду.
Библия также осуждает акт самоубийства. Лишь в случае, если священнослужитель признает, что умерший действовал в состоянии безумия, допускается отпевание. В прошлом те, кто покончил с жизнью через самоубийство, были похоронены отдельно от других.
Буддизм основан на вере в бесконечный цикл перерождений (сансару), который можно прекратить только через достижение состояния Будды. Для обычного человека этот путь является чрезвычайно сложным и недоступным. С точки зрения буддийской философии, самоубийство не приводит к освобождению от цикла перерождений, а, напротив, может вызвать последующее перерождение в низших формах существования, таких как животные или даже демоны, что является неблагоприятным исходом для души.
В иудаизме самоубийство с древних времен воспринималось крайне отрицательно. В Торе упоминаются лишь редкие случаи суицида. Жизнь в иудейской традиции воспринимается как божественный дар и непреходящая ценность. Человек рассматривается не как соперник Богу, а скорее, как его соратник в продолжающемся процессе творения мира. Попытка самоубийства считалась преступлением, которое подлежало осуждению и наказанию. Тем не менее, только в постталмудический период был введен строгий запрет на самоубийство. Он наиболее полно изложен в трактате «Семахот», который посвящен вопросам смерти и траура. Во второй главе этого текста, наряду с обсуждением казненных преступников, самоубийство классифицируется как один из самых тяжких грехов. Этот поступок рассматривается как более серьезное преступление, чем убийство, поскольку самоубийца отвергает Божий суд и пренебрегает правом на будущую жизнь.
Умурзакова А.А.