С момента обретения суверенитета в 1991 году, Казахстан начал налаживать международное сотрудничество в сфере культуры, политики, экономики и других.
Благодаря этому многие граждане нашей страны стали выезжать за границу и получать образование в религиозных учебных заведениях.
Правильно рассматривать зарубежные учебные заведения с двух точек зрений. Первые – известные учебные заведения, с которыми Духовное управление мусульман Казахстан официально заключило меморандум. Вторые – с которыми у ДУМК нет меморандума.
Конечно, для получения религиозного образования можно поступить в учебные заведения, с которыми ДУМК заключило меморандум. Потому что в них обучение строится на основе нашей традиционной религии. В то время как студенты, получившие образование в сомнительных учебных заведениях Пакистана, Королевства Саудовская Аравия, Ирана, Катара, Кувейта, Йемена, ОАЭ и других, впоследствии распространяют в обществе деструктивную религиозную идеологию.
Деструктивные религиозные течения представляют собой некую группу людей с весьма ограниченным кругозором, которые не признают традиционные религии, которые сформировали религиозные догмы, исходя из субъективных взглядов, и оказывают обратное действие на стабильность и общественный строй в стране.
Лидеры деструктивных религиозных течений зачастую совершают противоправные деяния, и путем различных манипуляций воздействуя на сознания рядовых членов группы, стремятся подчинить их своей воле тоталитарными методами.
В результате того, что наша молодежь, получив знания в таких сомнительных учебных заведениях за границей, вернулись на Родину и пропагандируют идеологию деструктивных религиозных течений, в регионах Казахстана совершаются террористические акты.
К слову, 17 мая 2011 года в здании департамента КНБ в Актобе 25-летний Рахымжан Махатов совершил самоподрыв.
Спустя неделю, 24 июня, возле следственного изолятора КНБ в Астане взорвался автомобиль марки Ауди-100. Следствие установило человека по имени Сергей Подкосов, который, будучи участником деструктивного течения, привел в действие взрывное устройство.
12 ноября 2011 года житель Тараза в одиночку организовал теракт. В результате операции по захвату террориста погибли два сотрудника полиции. При попытке задержания 34-летний Максат Кариев совершил самоподрыв.
5 июня 2016 года в Актобе 26 приверженцев экстремистских взглядов ворвались в оружейный магазин «Паллада» и похитили холодное оружия. В результате погибли владелец магазина и прибывший первым на место преступления сотрудник охранной службы.
Второй человек, пришедший в магазин, скончался в результате ножевых ранений. В общей сложности, погибли три мирных жителя, два – ранены. Всего в результате нападения погибли девять человек, 38 получили телесные повреждения различной степени.
Движимой силой всех этих террористических актов стали знания, полученные в зарубежных деструктивных религиозных учебных заведениях, и неприемлемые для нас ценности. В таких учебных заведениях обучают такфиризму, прививают радикальные ценности. Как следствие, люди, окончившие их, вовлекают в свои ряды молодежь, что приводит к трагическим последствиям, описанным выше.
Эти террористические акты направлены против независимости всего казахского народа, межконфессионального согласия, светских ценностей и национальных традиций.
Очевидно, к совершению таких противоправных действий подталкивают преподаватели и шейхи. И не секрет, что многих волнуют, каким образом наша молодежь попадает в их сети.
Большая часть молодых казахстанцев для получения религиозных знаний отправилась в мусульманские страны через частные фонды. По сообщению уполномоченного органа в сфере религии, если в 2011-2012 годах в мусульманских странах религиозное образование получали 392 человека, то за последние три года их количество составила порядка 300.
При поддержке иностранных благотворительных фондов, действовавших на территории Средней Азии, и в Казахстане были открыты летние лагеря по изучению арабского языка, медресе, колледжи и университеты. Наибольшую активность проявили следующие фонды:
– «Ассамблея исламской молодежи», неправительственная организация (Королевство Саудовская Аравия);
– «Общество социальных реформ» общественный фонд благотворительной организации (1998 г., Кувейт);
– корпоративный фонд «Каусар» (2005 г., ОАЭ);
– международный благотворительный фонд «Таиба» (1993 г., США, КСА);
– благотворительная организация «Әл-Бабтин» (1993 г., Кувейт);
– благотворительный фонд «Катарское благотворительное общество» (1997-2000 гг., Катар);
– благотворительный фонд «Ибрагим бин Абд әл-Азиз әл-Ибрагим» (КСА).
Эти фонды, используя свой большой бюджет, оказывали материальную и гуманитарную помощь частным колледжам и вузам, намереваясь влиять на их внутреннюю дисциплину и пытаясь таким образом внедриться в отечественную систему образования.
Среди преподавателей и студентов они начали вести религиозную пропаганду и распространять пособия деструктивной идеологии – книги и печатную продукцию.
К примеру, кувейтский благотворительный фонд «Общество социальных реформ» («Жамият әл-Ислах әл-Ислами» – в 2005 году их деятельность запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан) в негосударственных высших учебных заведениях страны пропагандировал псевдосалафистскую идеологию.
Вышеназванные организации и фонды, действовавшие до середины 2000-х годов, также активно проводили работу среди людей, проявляющих интерес к религии, по их привлечению в зарубежные учебные заведения.
Причем наряду с предоставлением спонсорской помощи, образование было зачастую бесплатным. Так было положено начало массовому выезду казахстанцев для обучения в мусульманские страны и их повальное увлечение деструктивной религиозной идеологией.
Кроме того, появилась тенденция, когда молодые люди самостоятельно стали выезжать в мусульманские страны для получения религиозного образования. Казахстанцы уезжали в Королевство Саудовская Аравия, Индию, Пакистан, Кыргызстан и другие страны для получения религиозного образования в учебных заведениях, спонсируемых иностранными фондами и пропагандирующих деструктивную идеологию, оказываясь, таким образом, в марказах и хужра.
Граждане, оказавшиеся в такой среде, не встают на консульский учет, и не выходят на связь с посольством Казахстана. Нередки случаи, когда люди, обходными путями попавшие в такие учебные заведения и под влияние экстремистских организаций, совершали террористические действия.
Благодаря информационно-разъяснительной работе, проводимой государством с 2011 года, значительно сократилось количество казахстанцев, бесконтрольно выезжающих заграницу в целях получения религиозного образования.
Людям, проявляющим интерес к религиозным знаниям, следует обратить внимание на отечественные учебные заведения, а не стремиться уехать за рубеж. На сегодня в нашей стране есть 6 вузов с религиозными факультетами: Египетский университет исламской культуры «Нур Мубарак», КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Гумилева, МКТУ им. К. А. Яссауи, университет иностранных языков и деловой карьеры, Карагандинский государственный университет им. Е Букетова.
Также религиозные знания можно получить в 9 медресе-колледжах – медресе-колледж «Сарыагаш», медресе-колледж «Астана», медресе-колледж «Абу Бакир Сыддык», медресе «Һибаттулла Тарази», медресе-колледж «Ушконыр», медресе-колледж «Шымкент», медресе-колледж «Абу Ханифа», медресе-колледж «Актобе», медресе-колледж «Орал».
Укрепление материально-технической базы и повышение качества предоставляемых знаний в отечественных религиозных учебных заведениях дают возможность нашим гражданам получать религиозное образование, не выезжая из страны.
Духовная безопасность нашего народа прямо пропорциональна национальной безопасности. Поэтому родители, чьи дети выбрали религиозное образование, должны особенное внимание уделять их обучению в отечественных учебных заведениях, так как приоритетами в них являются религиозное познание, национальные особенности.
Очевидно, что учащийся, получавший знания из официальных и достоверных духовных источников, внесет свой весомый вклад в развитие религиозной сферы.
Ерзат ЖАКЫПОВ,
начальник отдела
«Центра исследования проблем религий»
акимата Жамбылской области
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ