В материале представлен смысловой концепт сублимации цвета в христианстве и исламе на основе их первоисточников – Библии и Корана.
Цвет – канон религии и неотъемлемая часть бытия человека. Аксиологическое осмысление данного феномена заключено в том, что язык цветовой гаммы является общим для всех людей на Земле.
Согласно исследованиям В.У. Тернера [1] сакральность цвета для первобытных народов древности выражалась в том, что цвет как бы сам представлял собой силу или божество. До сих пор, неосознанно мы, новорожденную девочку одеваем в розовые, в мальчиков в синие одежды, или боимся черную кошку. По определению И.В. Гете в наше время цвет стал символом определенных партий, стран, наций [2]. Цвет – предмет исследования в науке. Так, например, цветовая психодиагностика – наука психике человека, основанная на выборе и интерпретации определенного цвета (тесты М. Люшера) [3]. По определению Фредерика Порталя [4] «язык цвета» подразделяется на три ступени познания. Божественный язык, язык подсознания и мирской язык. Если это действительно так, то легко видеть, что религия является своеобразным «переводчиком» смысла неосознаваемых образов на уровень их осознания. В вероучениях цвету также отведено особое место.
Религия в латинском языке имеет два значения (religio) – «святыня», и (religare) – «объединять». Для всех верующих – это вера в святое и объединение в одну организацию с определенным типом поведения, морали, нравственности, культов, обрядов (умма, церковь). Для чего человек читает Коран или Библию, идет в храм? Для того, чтобы облегчить душу, освободиться от переживаний, получить вдохновение. В Коране говорится: «Стремитесь же к блаженству в дальней жизни, в пристанище Аллаха!» (Сура 3) [5]. Апостол Павел повествует: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр: 11, 1) [6]. В религии множество канонов учреждены в иконах, настенных росписях, мозаике, витражах, живописи, зодчестве, песнопении, музыке. Религия вдохновила великих мастеров на воплощение своих фантазий в цвете. На Востоке – это архитектура, орнаменталистика, ковроделие. В христианской культуре примером могут служить картины с библейскими сюжетами, скульптуры, созданные великими мастерами – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Караваджо, Рублёва, Крамского, Сурикова, Брюллова. Посредством искусства выражалась любовь, взволнованность души, преклонение, печаль. Поэтому цвет – неотъемлемая часть гармонии, восстановления связи с Богом. И каждый должен понимать, что цветовая гамма, архетипически вложена в каждый интеллект.
В христианской культуре вся символическая атрибутика связана с такими источниками – Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов, церковная патристика. Главным символом этих источников является красный цвет. Это цвет рассвета, жизни, крови. Евангелие повествует, что человечеству суждено спасение кровью Христа, пролитой за грехи людские. Важным атрибутом является вкушение «крови Христа», которая исцеляет душу от зла. По другим источникам красный цвет может означать грех. Белый цвет – символ чистоты и святости. В библейских сказаниях он противопоставляется белому как символу праведности и чистоты. Бог говорит пророку Исаие: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис.1:18) [7]. Белая одежда – символ света, чистоты, невинности (невеста). В момент преображения Христа на горе Фавор его одежды сделались «белыми, как свет». В Откровении Иоанна Богослова Господь говорит: «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр.3:4) [8].
Православные священники одевают белые ризы на Пасху Рождество Христово, венчание, крещение. На Руси почти все церкви были белыми. Каменные церкви (кладка зачастую была неровной) обмазывали глиной и для красоты покрывали известью. Так практичность стала традицией. До сих пор можно встретить множество белых храмов и древнюю Москву называли «белокаменный град престольный». В триаду основной христианской символики входит и черный цвет. Его трактовка, так же как и трактовка красного, имеет несколько оттенков. Черные одежды – одеяния монахов, аскетов, символизирующее смирение, «умерщвление плоти» за грехи, ради спасения души. Также черный цвет – символ траура, смерти, бездны, дьявола, ада. Например, черный цвет коня Апокалипсиса означает цвет голода, смерти. На иконах ангелы изображены в белых одеяниях, а демон – нагим и черным. Зеленый – цвет радости, торжества жизни над смертью, рая, цветущего сада. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее), и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле, – и стало так. И увидел Бог, что это хорошо. Был вечер и было утро: день третий» (Быт.1.11) [9]. В зелёный цвет окрашена мантия православного патриарха. Очень часто купола церквей на Руси выполнялись в зеленых тонах. При строительстве Собора Святой Софии (Константинополь, памятник византийской культуры) из храма Артемиды (Эфес) были доставлены восемь колонн из зелёного мрамора, которые составили его внутреннюю отделку, создающие эффект скольжения по храму легких зеленоватых теней. Желтый цвет также воспринимается неоднозначно. С одной стороны – это цвет золота, царственности. Священники используют золотые ризы на воскресных богослужениях. Исполнение иконостаса во всех храмах всегда выполнено на золотом фоне. «До сих пор сусальное золочение храмовых куполов остается идеалом церковного строительства, так как золото в сознании человека – это символ нетленности, символ вечного Божьего Бытия» [10]. Но в XII-XIII вв., желтый цвет наделяется символом измены, продажности, вероломства, греха. Поводом послужил грех Иуды, предавшего Иисуса Христа за тридцать серебряников. В памяти об этом событии Иуду стали изображать в желтой одежде [11]. Голубой цвет ассоциируется с наивысшей чистотой и непорочностью. Это символ Богородицы. На иконах Царица Небесная очень часто одета в голубое – символ ее святости и небожительства. В голубой цвет окрашены мантии митрополитов. Часто возводят голубые купола церквей.
В символе мусульманской веры – Коране также видим палитру цвета. Зеленый – любимый цвет пророка Мухаммеда. В Коране – это цвет райского благоденствия. «В любом месте, куда ни посмотришь, в Раю великое блаженство и великая власть Аллаха. Они одеты в одежду из зелёного тонкого шёлка и плотного атласа» (Коран, 76:20-21) [12]. Шариат требует от мусульман бережного отношения к зеленой природе. Зеленый цвет считается панарабским, так как присутствует во многих флагах мусульманских стран, а Алжир, Ливан, Саудовская Аравия, Пакистан, например, используют только зелёный. Зелёная мечеть в Бурсе (Турция) построена в XV веке. Шедевр османского зодчества, сам напоминает рай. «Фасад сделан из белого мрамора, а молитвенный зал облицован великолепным зелёным фаянсом.
В помещении перед главным залом, увенчанном двумя куполами, находится бассейн с мраморным фонтаном. Стены внутренних помещений мечети украшены изразцами синего, зелёного, голубого, бирюзового и лазурного цветов, перемежающихся белыми буквами арабской вязи» [13]. Черный – многозначный цвет. Для мира мусульман он означает почитание, уважение. «Вышитая ткань черного цвета покрыта аль-Каабой, которая находится в главном святилище Мекки, в котором хранится почитаемый мусульманами черный камень» [14]. Шиитское духовенство часто облачается в черные одежды. Арабские женщины одеваются в черные хиджабы. «Чёрный флаг («Чёрное знамя Пророка») использовал Мухаммед в качестве символа новой религии – ислама» [15]. Черные цвета присутствуют на флагах многих стран арабского мира – Египта, Ирака, Иордании, Кувейта, Ливии, Палестины, Сирии и др. Белый цвет – цвет чистоты и мира, жизни и смерти. Аллаха, сказал: «Носите белые одежды, потому что они — лучшие из всех одежд, и заворачивайте в них своих покойников» (Хадис 535) [16]. Юрта белого цвета из белого войлока «Ак үй» — «белый дом» у казахского народа считается домом богатого человека, праздничной юртой, предназначенной для дорогих гостей. Платье невесты – традиционно белое. Белый конь – символ счастья и процветания. «Мечеть шейха Зайда, или Белая мечеть, – визитная карточка и архитектурная жемчужина Абу-Даби, столицы ОАЭ». С 2008 года ее могут посетить все желающие независимо от вероисповедания. Гордость арабского мира, прекрасное творение, она поражает своим внутренним богатым убранством и внешним архитектурным стилем и красотой [17]. Красный цвет в мусульманском мире считается принадлежностью Османской Империи. Это также панарабский цвет флагов большинства стран региона [18].
Красный для мусульман – священный, магический, имеющий большую «жизненную силу». Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета – рубины и др. они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. На протяжении всей истории религии, как в исламе, так и в христианстве, цвет сыграл и, несомненно, играет чрезвычайно важную роль, доказав, что он влияет на психику, настроение каждого человека. Но самое важное заключается в том, что обе религии в принципе используют одни и те же цвета, и трактуют их одинаково: – «белое» – символ чистоты и невинности, «зеленое» – возрождение к жизни, «желтое» – солнце. Вот и получился Мир. Все религии учат добру, любви. Не должно быть вражды между христианами и мусульманами. И в наше время – это чрезвычайно актуально.
Синяков Олег Витальевич, специалист Центра изучения религий г.Нур-Султан, Оразов Тулеген Советович, психолог Центра общественного развития и информации г. Петропавловск
Список литературы
- Тэрнер В.У. Символ и ритуал. – М.: 1983; Ариели Голан. Миф и символ. – М.: 1994.
- Гете И.В. К учению о цвете (хроматика): Сб. Психология цвета. – М.: 1996.
- Люшер Макс. Сигналы личности. – Воронеж: 1993.
- Portal F. A comparison of Egyptian symbols with those of the hebrews. – New York: Macoy publishing and Masonic supply company, 1904. – 104 s.
- «Семейство Имрана». [Электронный источник]/URL: http://islampeace.ru/koran-dlya-russkoyazychnyh/sury-1-10/sura-3 (дата обращения 27.08.2021).
- Толковая Библия. Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Евреям. [Электронный источник]/URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_76/11 (дата обращения 27.08.2021).
- Книга пророка Исайи. [Электронный источник]/URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_28/1 (дата обращения 27.08.2021).
- Откровение Иоанна Богослова. [Электронный источник]/URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_77/3 (дата обращения 27.08.2021).
- Беседа о третьем дне творения. [Электронный источник]/URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/51#sel=7:433,7:478 (дата обращения 27.08.2021).
- Почему в России купола православных храмов кроют золотом. [Электронный источник]/URL: https://weekend.rambler.ru/read/44710662/?utm_content=weekend_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 27.08.2021).
- Сб. «Принеип соответствия». Историкометодологижеский анализ. Гл. I, III, V.— М.: 1979.
- Какие цвета являются наилучшими согласно исламу. [Электронный источник]/URL: https://islam-today.ru/veroucenie/kakie-cveta-avlautsa-nailucsimi-v-islame/ (дата обращения 27.08.2021).
- Зелёная мечеть. [Электронный источник]/URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зелёная_мечеть. (дата обращения 27.08.2021).
- Какие цвета самые важные в исламе. [Электронный источник]/URL: https://zen.yandex.ru/media/id/6082c364e3676470addf04b2/kakie-cveta-samye-vajnye-v-islame-609d3e8abb251b5e5c86154b (дата обращения 27.08.2021).
- Черные флаги. [Электронный источник]/URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрные_флаги#cite_note-1 (дата обращения 27.08.2021).
- Хадис 535. [Электронный источник]/URL: (дата обращения 27.08.2021).
- Белая мечеть. [Электронный источник]/URL: https://architectureguru.ru/white-mosque-in-abu-dhabi/ (дата обращения 27.08.2021).
- Какие цвета самые важные в исламе? [Электронный источник]/URL: https://zen.yandex.ru/media/id/6082c364e3676470addf04b2/kakie-cveta-samye-vajnye-v-islame-609d3e8abb251b5e5c86154b (дата обращения 27.08.2021).