В Алматы прошел «круглый стол», посвященный 800-летию Улуса Джучи (Золотой Орды), организованный Институтом философии, политологии и религиоведения. В ходе мероприятия результатами своих исследований поделился доктор философских наук, профессор Серик Нурмуратов.
Профессор придерживается того мнения, что во времена Улуса Джучи сформировался духовный мир казахского народа. По словам ученого, в тот период на территории, входившей в состав Улуса Джучи, установился мир и возросла духовность народа.
– Улус Джучи, кроме казахской земли, включал территорию Восточной Европы и России. Под правлением Золотой Орды были турецкий, татарский, башкирский и русский народы. Если говорить об их общей философской мысли, то она вся была обращена к этическим вопросам. В этот период возникла народная философия и все произведения появлялись в поэтической форме. Такие мыслители того времени, как Рабгузи, Сайф-и Сараи, искали путь к становлению человека. Они считали, что «в обществе должна быть гармония, единство, иначе общество пропадет». Эти этические понятия позднее составили основу казахской философии. Если говорить о современной казахской философии, то это этическая философия. На мой взгляд, во времена Джучи казахский народ сформировал свой духовный мир. В тот период появились пословицы и поговорки, поэмы о любви и героический эпос. То есть, произошел духовный рост. Потому что закончились войны, наступил покой. Когда все успокаивается, начинается рост духовности. Именно этим и отличается эпоха Золотой Орды. Тогда же развились этические понятия о том, что человек должен быть честным, справедливым, с уважением относиться к природе. На высоком уровне была экологическая культура. Если охотник убивал зверей сверх необходимости, он подвергался критике общества, – сказал Серик Нурмуратов.
Также профессор сказал о том, что культурное наследие Улуса Джучи является общим для тюркских народов и всего человечества.
– Мы же не спорим с узбеками и уйгурами за Жусупа Баласагуни. И аль-Фараби считаем нашим общим тюркским предком. Точно так же и духовное наследие Улуса Джучи общее для всех нас. Настоящий ученый не будет присваивать это наследие, он должен рассматривать его как ценность человечества. Только если оно ближе одному определенному народу, он должен об этом сказать. Например, мы называем Менделеева русским ученым, Ньютона – английским. Но это общие фигуры для человечества. «И Абай общий для человечества», —сказал ученый.
Директор Центра философии отметил, насколько важно знать историю Улуса Джучи и философию того времени.
– Важность пропаганды Улуса Джучи для сегодняшнего и будущих поколений в том, что мы должны объективно и точно знать историю. Каждое поколение должно понимать связь и преемственность прошедших событий. Потому, что ничего не возникает само по себе. У всего есть основы и ценности. Поэтому мы должны знать и прошлую историю, и сегодняшнюю, – сказал Серик Нурмуратов.