Поистине, вера некоторых людей во Всевышнего Аллаха удивительна! Они приписывают Всевышнему Аллаху части тела (руки, ноги, глаза и т.п.), приписывая Всевышнему Аллаху тело, ограничивают его в определенных размерах. Таково вероубеждение саляфитов, что является явным антропоморфизмом. Все это противоречит акиде (вероубеждению) ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, начиная со времен нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), вплоть до нашего времени.
Дело в том, что приписывание Всевышнему Аллаху частей тела, связывание их с направлениями (верх, низ, правая, левая, лицевая и тыльная стороны) противоречит словам Всевышнего Аллаха: «Нет ничего подобного Ему». («Шура», 11 аят)
В этом аяте Всевышний Аллах указывает, что Он пречист от качеств, присущих созданиям, не находиться в определенном месте и везде, как думают антропоморфисты. Согласно вероубеждению саляфитов Всевышний Аллах восседает на троне (Аль-Арш), и в то же время везде, то Он двигается, то неподвижен. Согласитесь, все эти качества, приписываемые ими Всевышнему Создателю, свойственны прежде всего творениям: людям, животным, ангелам, ждинам и т.п. И если бы это соответствовало истине, то примеров Всевышнему Аллаху было бы несчетное количество!
В Священном Коране есть множество аятов, аннулирующих подобное утверждение саляфитов. Так, Всевышний Аллах в 1-ом аяте суры «Аль-Ангам» сказал: «И Он сотворил мрак и свет». То есть: мрак и свет не существовали извечно, им не свойственна предвечность. И все лишь по той причине, что они. подобно другим творениям, созданы Всевышним Аллахом.
Человеческий разум не в состоянии представить время, когда не было ни мрака, ни света, и в то же время человеку свойственно представить лишь мрак, свет, переход мрака в свет или же света во мрак. Все это вынуждает человека, обладающего разумом и логикой, уверовать в то, что было время, когда не было ни мрака, ни света. Саляфиты, подобно нам, приверженцам ахлюс-сунны уаль-джамаа, веруют, что когда-то не было ни света, ни тьмы, хотя человеческий разум не в состоянии представить это. Точно также не было ни места, ни шести направлений (верх, низ, правая, левая, лицевая и тыльная стороны), ни Аль-Арша, на который саляфиты усадили Всевышнего Аллаха (превыше Он от всего этого). Все верующие верят в этот факт и саляфиты не исключение. Природа всех творений тесно связана с местом, временем, направлением, в то время как Всевышний Аллах не нуждается ни в одном из этих качеств, в чем заключается смысл слов: «Нет ничего подобного Ему». И приписывание саляфитами атрибутов, свойственным творениям, является ничем иным, как антропоморфизмом. Таким образом саляфиты, которые утверждают, что именно они истинно следуют Корану и Сунне, на самом деле совершают ширк, то есть придают Всевышнему Аллаху сотоварищей, уподобляя Его творениям.
Саляфиты утверждают, что именно они являются последователями саляфов (праведных предшественников), то есть нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сахабов, табигинов и атбага-табигинов. Но никто из праведных предшественников не приписывал Всевышнему Аллаху границ, не ограничивал Его местонахождение определенным местом, то есть Аль-Аршем или небесами, так как такие понятия, как место, размер, границы, ограничения свойственны созданиям.
P.S.: каждому верующему известно выражение «Аллаху акбар» (Аллах – велик). Кто из саляфитов, одним из качеств которых является буквализм, может утверждать, что слова «Аллах – велик» следует понимать, что Всевышний Аллах, по своим размерам, больше всех творений?! Если все же они, согласно своему вероубеждению, будут утверждать подобное, то это ни что иное, как антропоморфизм! Мы же, приверженцы ахлюс-сунны уаль-джамаа, утверждаем, что выражение «Аллах – велик» указывает на величие, могущество Всевышнего Аллаха. Мы не ограничиваем Всевышнего Аллаха местом, размерами, не приписываем ему направления, так как все это является неотъемлемыми атрибутами творений.
Абдуссамад Махат