Лингвистическое значение слова «мазхаб»: дорога, путь.
Терминологическое значение: метод выведения фатвы ученого в области шариата.
Мазхабы существовали уже в эпоху сахабов (сподвижников) и табигинов (последующего поколения мусульман после сахабов), о чем свидетельствует история. Если бы так называемые саляфиты знали бы об этом, то, может быть, они не так рьяно отрицали правомерность четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа уаль-джамаа. Уже этот факт указывает на неграмотность саляфитов!
Да, во времена сахабов и табигинов существовали мазхабы, которые, впоследствии, синтезировались в четыре мазхаба: ханафи, шафии, малики и ханбали.
Одним из главных заслуг основателей мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа уаль-джамаа является систематизирование требований Корана и сунны.
Труд имамов мазхабов можно охарактеризовать следующим образм: подобно тому, как стремление к довольству Всевышнего Аллаха, к удостаиванию джанната можно сравнить с достижением солнцем зенита, имамы мазхабов, опираясь на Коран и сунну, указали на самый легкий и удобный путь достижения довольства Всевышнего Аллаха.
Имам Бадруддин Заркаший (рохматуллахи аляйхи), указывая на важность следования мазхабам ахлюс-сунны уаль-джамаа, сказал: «Четыре мазхаба, известных мусульманам, истина и не правильно следовать чему-либо иному». («Бахрул-Муфит»)
По мнению ученых каждый мусульманин обязан придерживаться одного из мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, в чем нет разногласий между учеными Ислама.
Что касается утверждения саляфитов: «Я не следую ни одному мазхабу!»,-то тем самым они указывают, что их путь – следование требованиям Корана и сунны. Возникает вопрос: что они подразумевают под понятием «мазхаб»? Чем они обосновывают свое утверждение? Кому, в таком случае, они следуют? Ведь ясно, что их игнорирование мазхабами основывается на мнение каких-либо ученых.
Вопрос: кто эти ученые? Кем они являются? Саляфами, то есть праведными предшественниками (сахабами, табигинами или же атбагут-табигинами)? А между тем никто не может отрицать факт того, что все основатели четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, то есть имам Абу Ханифа, имам Шафии, имам Малик и имам Ахмад являются саляфами, то есть представителями праведных предшественником. В данном случае табигинами или же атбагут-табигинами. И здесь будет уместным упомянуть, что саляфиты, наряду с тем, что они следуют Корану и сунне, также любят утверждать, что они придерживаются стези саляфов. То есть, сахабов, табигинов и атбагут-табигинов. Так ли это на самом деле? Ведь они в любом вопросе ссылаются на высказывания Ибн Таймии, его ученика Ибн Кайима. Ибн Таймия родился в 1263 году (661 по хиджре), а Ибн Кайим в 1292 году (691 по хиджре). Обратите внимание на тот факт, что Ибн Таймию и Ибн Кайима никак нельзя отнести к числу саляфов, то есть праведных предшественников. А ведь именно Ибн Таймия и Ибн Кайим являются основателями салфизма. В последующем учения Ибн Таймии и Ибн Кайима стали причиной возникновения уаххабизма. В настоящее время саляфиты, наряду с этим, в качестве религиозного постулата принимают высказывания Аль-Альбани, Ибн База, Усаймина и Фаузана, осью знаний которых являются труды Ибн Таймии и Ибн Кайима.
Вопрос: кто ближе к истине, к эпохе нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Саляфы, то есть сахабы, табигины и атбагут-табигины или же Ибн Таймия и Ибн Кайим, чьи труды с усердием изучают современные саляфиты? Ясно, что никто из саляфитов, то есть наших современников, не может утверждать, что Ибн Таймия и Ибн Кайим ближе к истине, чем сахабы, табигины и атбагут-табигины.
В Исламе есть такое понятие, как «устаз» (наставник, учитель). Если бы не было нужды в устазе, то было бы достаточно ниспослание Корана, требование которого каждый верующий осваивал бы сам, без наставника. Но природа истинного знания такова, что истину нельзя познать без устаза. Именно поэтому Всевышний Аллах посылал Своих посланников, которые разъясняли своей пастве приказы Всевышнего Создателя, и наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был одним из таких наставников. После же кончины нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) роль наставников выполняли ученые из числа сахабов, табигинов и атбагут-табигинов.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучшей частью моей уммы являются мои современники, а затем последующее, а после них последующее поколение». (Бухари)
Как мы видим, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на три поколения мусульман: сахабов, табигинов и атбагут-табигинов. Действительно, место этих трех поколений мусульман, то есть саляфов в истории Ислама трудно переоценить. Ведь именно через них до нас дошли знания Корана, хадисов, акиды, фикха и т.п.
Основатели четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа имам Абу Ханифа, имам Шафии, имам Малик и имам Ахмад были из числа саляфов. Каждый из них был муфассиром, мухаддисом, факихом, муджтахидом.
Муфассир – ученый Корана.
Мухаддис – ученый хадисов.
Факих – ученый шариата.
Муджтахид – ученый, достигший степени выведения фатвы.
Кто из современных ученых, к наставлениям которых следуют саляфиты, игнорируя при этом степень знаний имамов Абу Ханифы, Шафии, Малика и Ахмада, в одном лице является и муфассиром, и мухаддисом, и факихом, и муджтахидом?
Абдуссамад Махат